Если цена госконтракта изменена с нарушением

Содержание
  1. Существенные условия контракта по 44-ФЗ: понятие, возможность изменения, ответственность за их нарушение
  2. Понятие
  3. Что относится к существенным условиям
  4. Возможно ли условия изменить
  5. В каких случаях допускается
  6. Чем грозит нарушение условий
  7. Планирование закупок
  8. Обоснование закупок
  9. Контракт
  10. Когда цену госконтракта можно изменить | Контур.Закупки
  11. Когда цена может быть изменена до заключения контракта
  12. Если контракт уже заключен
  13. Изменение объема в пределах 10%
  14. Уменьшение бюджета
  15. Долгосрочный контракт
  16. Изменения в тарифах
  17. Услуги по лечению за границей
  18. Изменение цены контракта по 44-ФЗ: возможно ли ее увеличение или снижение на 10 процентов?
  19. Правовое регулирование
  20. Возможность изменения цены контракта
  21. Основания для пересмотра в зависимости от способа закупки
  22. Основания для изменения цены госконтрактов на строительные работы
  23. Изменение цены контракта при пересмотре НДС
  24. Изменение цены до подписания контракта
  25. На какой процент возможно менять
  26. Порядок действий
  27. Дополнительное соглашение
  28. Ответственность за нарушение порядка пересмотра стоимости
  29. Можно ли менять существенные условия контракта по 44-ФЗ?
  30. Изменение условий на основании Закона № 44-ФЗ
  31. Изменение на основании контракта
  32. Ответственность

Существенные условия контракта по 44-ФЗ: понятие, возможность изменения, ответственность за их нарушение

Если цена госконтракта изменена с нарушением

Термин «существенные условия» достаточно часто встречается в 44-ФЗ, но сама расшифровка его в законодательстве не содержится. Для понимания данного термина нужно обратиться к Гражданскому кодексу.

Понятие

В п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса приведено понятие существенных условий. Под такими условиями здесь понимаются условия о предмете контракта; условия, названные существенными или необходимые для включения в договора этого вида, и все условия, относительно которых стороны должны договориться.

Существенные условия закреплены в госконтракте и не могут изменяться (за некоторыми исключениями). Если контракт не содержит существенные условия, то он считается недействительным.

Для того чтобы между заказчиками и победителями закупки не возникало спорных ситуаций по вопросу существенных условий, они заранее оговаривают между собой, что подлежит отнесению к таким условиям. Это позволяет сторонам избежать судебного урегулирования возникших разногласий.

Что относится к существенным условиям

Существенные условия по 44-ФЗ определяются с учетом положений Гражданского кодекса и зависят от типа договора. Также заказчикам следует руководствоваться положениями статьи 34 44-ФЗ, где оговорено обязательное содержание договора.

В случае заключения в рамках 44-ФЗ договора подряда и договора на оказание услуг к существенным условиям относят:

  1. Предмет договора, разновидность и предполагаемые объемы работ по п. 1 ст. 432 ГК либо виды и объем услуг по п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 779 ГК.
  2. Сроки выполнения работы или услуги (начальный и конечный). В договоре могут быть прописаны финальные сроки работы и сроки окончания каждого этапа (по п. 1 ст. 708, 783 Гражданского кодекса).
  3. Цена работы (услуги) и способ ее определения по п. 1 ст. 709, ст. 783 Гражданского кодекса. Если заключается договор строительного подряда, и цена работ определяется сметным расчетом, то смета прилагается к контракту и выступает его неотъемлемым условием на основании п. 3 ст. 709 Гражданского кодекса.
  4. Сроки и порядок оплаты выполненных заказчиком работ (услуг) по п. 1 ст. 711, ст. 781 ГК.
  5. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств заказчика по контракту по п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса.

Для договоров поставки товаров по 44-ФЗ в качестве существенных могут выступать:

  1. Предмет договора: в данном случае наименование и количество поставляемых товаров по п. 1 ст .432, п. 3 ст. 455, ст. 465 ГК.
  2. Сроки поставки товаров по пп. 1, 2 ст. 457 ГК.
  3. Цена товара по п. 1 ст. 485 ГК.
  4. Порядок оплаты поставленных товаров и сроки, в которые она должна быть произведена заказчиком по п. 1 ст. 486 ГК.
  5. Ответственность заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту по п. 1 ст. 432 ГК.

Согласно ч. 1 ст. 34 44-ФЗ, госконтракт заключается на условиях, которые были предусмотрены извещением и документацией по закупке. Соответственно, все перечисленные в закупочной документации условия относятся к существенным.

Также разъяснениями по вопросам существенных условий контракта приведены Минэкономразвития РФ в письме №Д28и-2286 от 2015 года.

С учетом того, что нормативно-правовая база не уточняет, какие именно условия могут стать существенными, к таким стороны могут отнести любые условия, которые признаны сторонами таковыми по п. 1 ст. 432 ГК.

В частности, стороны могут отнести к существенным условиям такие:

  1. Способ и величина обеспечения в рамках госконтракта, а также сроки для возврата внесенных денег поставщику после исполнения договорных условий.
  2. Обязанность поставщика (исполнителя) информировать заказчика обо всех субподрядчиках, если им отдается более 10% от общего объема работ и при цене от 1 млрд р. для федеральных контрактов, от 100 млн р. – для региональных.
  3. Банковское сопровождение, полученное только в банках, которые прошли предварительный отбор.
  4. Численность субподрядчиков из числа малого предпринимательства и социально ориентированных НКО, которые можно привлечь к госконтракту, или обязанность поставщика привлекать к госконтракту таких участников.
  5. Возможности для одностороннего отказа от исполнения контракта (или невозможность этого).

Дополнительные требования к заключаемым контрактам определяются с учетом специальных нормативно-правовых актов. В частности, Постановления Правительства от 2010 года №636 при подписании энергосервисного контракта, Постановления от 2017 года №563 при заключении договора по проектированию и строительству объектов капстроительства.

Возможно ли условия изменить

Для внесения изменений в государственный контракт такая возможность должна быть предусмотрена текстом такого договора. Также сторонам следует позаботиться о правильном документальном оформлении изменений через подписание дополнительного соглашения.

Условия госконтракта при его подписании изменить нельзя. Подписываемый договор должен быть полностью соответствовать тому, который содержался в закупочной документации.

Вносить изменения допускается только в случае, если торги еще не начались. Главное, чтобы заказчик придерживался установленных сроков и разместил сведения об изменениях в ЕИС.

Если стороны пришли к соглашению, то вносить в госконтракт изменения допускается только после того, как контракт был подписан.

В каких случаях допускается

Существенные условия подлежат изменению только на основании положений ч. 3 ст. 34 44-ФЗ и в случаях, которые оговорены ч.1 ст.95 44-ФЗ.

В ст. 95 44-ФЗ приведено 7 оснований для внесения изменений в госконтракт. Можно изменять:

  1. Цену договора как существенное условие в сторону снижения можно изменять по соглашению сторон без изменения количества поставленных товаров, выполняемых товаров и услуг, а также прочих договорных условий (при этом цена контракта должна определяться с учетом Постановления Правительства РФ от 2014 года №19).
  2. Цену договора в случае изменения объема товара, работы или услуги на 10%.
  3. Цену договора при изменении регулируемых тарифов на газ, воду, свет или тепло.
  4. Цену и количество товаров, объем выполненной работы или оказанной услуги, сроки выполнения работ при уменьшении финансирования бюджетной организации также можно рассматривать как уважительную причину для изменения госконтракта.
  5. Качество товара, его технические и функциональные характеристики в сторону улучшения.
  6. Количество товара на сумму, которая не превышает разницы между ценой победителя и НМЦК, если эта возможность предусмотрена закупочной документацией.
  7. Цену договора при изменении перечня медицинских услуг в процессе лечения гражданина за границей.

Других оснований для внесения изменений в договор быть не может.

Также вносить изменения в подписанный государственный контракт допускается на основании положений Гражданского кодекса. Здесь сказано, что основанием для изменения и расторжения договора является форс-мажор.

Под ним понимается такая ситуация, когда обстоятельства существенно изменились и это невозможно было предусмотреть на момент подписания договора (например, резкое ухудшение погодных условий, которое препятствовало исполнению договорных обязательств).

Это норма применима ко всем договорным обязательствам, которые были заключены в рамках 44-ФЗ.

Чем грозит нарушение условий

Ответственность за нарушение существенных условий контракта влечет за собой штрафные санкции, которые предусмотрены самим договором.

Например, поводом для наложения штрафов может стать просрочка исполнителя при выполнении работ по договору или поставке товара либо несвоевременная оплата работ после подписания акта приема-передачи.

Штрафы и пени по 44-ФЗ рассчитываются с учетом законных требований Постановления Правительства №1042 от 2017 года.

В случае грубых нарушений это может стать поводом для расторжения договора в судебном порядке.

Также поставщики, которые грубо нарушили договор, могут быть включены в реестр недобросовестных поставщиков. В данном случае факт существенного нарушения договора должен быть зафиксирован должным образом.

Но только факт документального оформления изменений существенных условий контракта не может стать основанием для признания его законным. За внесение правок в госконтракт по основаниям, которые не указаны в 44-ФЗ, сторонам грозят штрафные санкции по ч. 4 ст. 7.32 КоАП. Штраф для должностных лиц составляет 20 тыс. р., а для юрлиц – 200 тыс. р.

Согласно ч. 5 ст. 7.32 КоАП, если изменения условий контракта (включая увеличение стоимости поставляемых товаров и услуг) привели к необходимости дополнительного расходования денежных средств из бюджета, то на заказчика накладывается штраф в двукратном размере от дополнительно израсходованных средств.

Таким образом, понятие существенных условий приведено в Гражданском кодексе. К ним относятся условия, которые в обязательном порядке включаются в государственный контракт, и он считается незаключенным при их отсутствии.

Вносить изменения в контракт по 44-ФЗ допускается в ограниченном перечне случаев, которые перечислены в ст. 95 44-ФЗ. Если изменения были внесены в обход данной правовой нормы, то заказчику и поставщику грозит административная ответственность в виде крупного штрафа.

Нарушение существенных условий договора грозит сторонам наложением штрафных санкций, расторжением договора в одностороннем порядке.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

В 2019 году внесены изменения в Федеральный Закон №44 (далее — Закон), регламентирующие особенности и порядок проведения закупок в контрактной сфере для государственных и муниципальных нужд. Корректировки внесены на основании Федерального Закона №71 от 01.05.2019 и вступают в силу в период с 1 января по 1 октября 2019 года.

Планирование закупок

В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ №71 с 1 июля 2019 года закупочные мероприятия можно производить спустя 1 день с момента внесения изменений в график закупок. График редактируется за день:

Планирование закупок осуществляется посредством формирования плана и графика (ст. 16 Закона). График редактируется в случае необходимости, а также в случаях изменения цены контракта, порядка оплаты и по результатам общественного обсуждения (ч. 13 ст. 21 Закона).

Обоснование закупок

На основании ч. 6 ст. 1 ФЗ №71 будут внесены изменения в порядок обоснования закупок (ст. 18 Закона). Теперь обоснованными признаются закупки, отвечающие критериям нормирования (ст. 19 Закона) и цены контракта (ст. 22 Закона). В связи с этим:

  • предположительно на этапе планирования не потребуется обоснование;
  • оценка обоснованности не осуществляется в ходе мониторинга;
  • исключено обязательство по обоснованию объекта и целевого назначения закупки;
  • исключено обязательство по обоснованию максимальной цены контракта.

Предполагается, что заказчикам потребуется вносить описание, обоснование максимальной цены контракта и проект за 3 месяца до начала закупочных мероприятий.

Соответствующее требование может быть изложено при регламентации условий формирования плана-графика.

Контракт

На основании ч. 19 ст. 1 ФЗ № 71 вводятся новые условия по формированию и обслуживанию контрактов (ст. 34 Закона). Основные изменения:

  • исключено обязательство отчетности по исполненным контрактам;
  • установлена формулировка условий по неустойке;
  • срок оплаты может превышать 30 дней;
  • после расторжения контракта новый может быть заключен без предварительного аукциона;
  • заказчики больше не определяют срок действия гарантии банка;
  • при отзыве лицензии банк обязуется предоставить новое обеспечение в течение 1 месяца;
  • установлены сроки возврата обеспечения;
  • установлены новые правила по уменьшению обеспечения при частичном исполнении контракта.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/susestvennye-uslovia.html

Когда цену госконтракта можно изменить | Контур.Закупки

Если цена госконтракта изменена с нарушением

Заказчики и поставщики хорошо знают одно из главных правил 44-ФЗ. Оно гласит, что если закупка состоялась, цену контракта уже не поменять. Однако есть несколько исключений. Причем они подразумевают как заключение контракта по новой цене, так и ее изменение после заключения.

Когда цена может быть изменена до заключения контракта

Такой порядок допустим в том случае, если за счет сэкономленной суммы заказчик хочет закупить больше товара. Это возможно, когда победитель закупки снизил цену на весьма существенную сумму. В этом случае заказчик может на разницу между ценой, предложенной победителем, и НМЦК приобрести больше предмета закупки. Однако это возможно при исполнении нескольких условий:

  • такой порядок применяется только в отношении товара, но не услуг или работ;
  • цена, по которой будет заключен контракт, не должна превышать НМЦК;
  • условия о таком увеличении должно содержаться в документах закупки;
  • цена единицы товара подлежит расчету делением новой суммы контракта на количество объекта закупки.

При соблюдении указанных условий заказчик может направить победителю официальный документ с просьбой увеличить объем поставки. Право заказчика — принять предложение либо отказаться от него.

Если поставщик не может или не хочет соглашаться на новые условия, то контракт заключается по старым параметрам, которые были определены по итогам закупки.

Если же он идет навстречу заказчику, то контракт подписывается на новых условиях без каких-либо дополнительных соглашений.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Иногда возникает вопрос, можно ли исключить из стоимости контракта НДС, если в закупке победил неплательщик этого налога, например, компания, применяющая УСН. Прямого ответа на этот вопрос закон не дает, поэтому региональные управления ФАС решают его на свое усмотрение.

Обратите внимание! Минфин совсем недавно выпустил письмо № 03-07-11-72354 от 02.11.17, в котором выразил несогласие с уменьшением цены контракта в этом случае. В письме указано, что если победил «упрощенщик», то корректировать цену контракта на сумму НДС недопустимо.

Поэтому для заказчика оптимально заранее прописать условия, которые будут применяться в случае победы неплательщика НДС. А поставщикам рекомендуется при отсутствии в документации таких условий подать запрос на разъяснение.

-пояснение на тему госконтракта с НДС и поставщика на УСН:

Если контракт уже заключен

Существует несколько причин, по которым может быть изменена цена уже действующего контракта. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Изменение объема в пределах 10%

Подпункт 6 пункта 1 части 1 статьи 95 закона дает заказчику право изменить количество товара в пределах 10% после заключения контракта. Изменение допустимо как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Условия таковы:

  • подобный порядок не распространяется на запрос котировок;
  • он должен быть прописан в документации и контракте;
  • такое изменение возможно на этапе исполнения контракта по соглашению заказчика и исполнителя;
  • при неделимой закупке изменить можно цену всех позиций, а если цена каждой позиции рассчитана самостоятельно, допустимо изменять цену отдельных позиций.

В случае изменения объема поставки на 10% цена контракта может меняться не всегда. Действует такое правило: если уменьшилось количество товара, то пропорционально уменьшается и цена контракта. Если же объем поставки увеличился в пределах 10%, то цена может и не меняться (если стороны об этом договорились).

Уменьшение бюджета

Контракты с казенными учреждениями можно изменить в части стоимости, если заказчику по факту направили меньше денег, чем предполагалось в утвержденном бюджете.

В этом случае он должен согласовать изменение цены и количества товара с поставщиком. Последний на это может и не согласиться. В таком случае заказчик уменьшает количество закупаемого товара, объема работ либо услуг.

Ну а если поставщик согласен, то цена контракта снижается до суммы средств, предназначенных для закупки.

Долгосрочный контракт

В постановлении № 1186 перечислено, когда условия  контрактов можно менять, если их исполнение невозможно по независящим от сторон причинам. Это контракты стоимостью:

  • в обеспечение федеральных нужд — не менее 10 млрд рублей (федеральные контракты на выполнение клинических исследований лекарственных средств — не менее 40 млн рублей);
  • в обеспечение региональных нужд — не менее 1 млрд рублей;
  • муниципальные контракты — не менее 500 млн рублей.

Изменения в тарифах

Если цена контракта зависит от тарифов, которые установлены законодательством, то ее можно изменять в случае изменения этих тарифов. Например, у естественной монополии были закуплены услуги по водоснабжению, и в процессе исполнения контракта изменились тарифы на воду.

Услуги по лечению за границей

Если российский гражданин проходит лечение в зарубежной клинике, то стоимость контракта также может быть изменена. Это возможно в том случае, когда меняется объем положенных ему услуг либо их стоимость.

Запись вебинара об условиях госконтракта – что и в каких случаях можно менять:

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/kogda-cenu-goskontrakta-mozhno-izmenit/

Изменение цены контракта по 44-ФЗ: возможно ли ее увеличение или снижение на 10 процентов?

Если цена госконтракта изменена с нарушением

По общим правилам 44-ФЗ внесение изменений в существенные условия государственного контракта строго запрещено. Согласно положениям Гражданского кодекса, цена контракта является существенным условием договора. Но в законодательстве о контрактной системе содержится указание на перечень исключений, когда менять цену допускается.

Правовое регулирование

Возможность и порядок внесения изменений в цену контракта по 44-ФЗ допускается с опорой на положения:

  • ст. 95 44-ФЗ;
  • Гражданского кодекса.

Ответственность сторон за нарушение положений контрактной системы указана в КоАП.

Для уменьшения цены и одновременного сокращения количества товаров или объемов работ и услуг нужно использовать методику, утвержденную Постановлением Правительства №1090 от 2013 года.

Возможность изменения цены контракта

На основании п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса договор между сторонами не может быть подписан без достижения согласия по предмету сделки и условий, которые названы в качестве существенных.

С учетом ст. 34 44-ФЗ можно сделать вывод, что цена контракта входит в число существенных условий. По общим правилам изменение существенных условий не допускается, но в ч. 1 ст.

95 44-ФЗ прописаны исключения.

Стоимость исполнения государственного контракта можно пересмотреть в сторону уменьшения, если объем поставки сохраняется, но поставщик согласен добровольно пересмотреть цену (на основании п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). Увеличение стоимости по этому основанию не допускается.

Сниженная цена контракта фиксируется в данном случае в дополнительном соглашении.

При изменении доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств тот так же вправе пересмотреть цену в сторону уменьшения.

При этом необходимо соразмерно уменьшить объем поставки товаров, работ и услуг с учетом правил из методики Постановления Правительства от 2013 года №1090.

В первую очередь, заказчику следует оплатить контракты на поставку товаров в целях нормального жизнеобеспечения, по которым поставщиком были исполнены обязательства. Но если подрядчик соглашается не снижать объемы работ или поставки, несмотря на снижение цены контракта, то можно оставить их в силе и не пересчитывать.

При снижении регулируемой цены на товар цену контракта также можно пересмотреть в меньшую или большую сторону. При этом нужно сохранить неизменными объем и качество продукции, а изменять условия можно только при достижении соглашения между сторонами.

Если тарифы в период реализации контракта были пересмотрены, то необходимо умножить новый тариф на недопоставленные товары, работы и услуги. Например, в ходе исполнения контракта на водоснабжение изменились тарифы на воду.

Затем подписывается дополнительное соглашение с пересмотренными условиями.

Стоимость контрактов с ценой исполнения, которая превышает размер по Постановлению Правительства №1186 от 2013 года, допускается изменять в большую или меньшую сторону по решению органов исполнительной власти. Это правило распространяется на контракты:

  1. Для федеральных и региональных нужд, подписанные на три года.
  2. Для муниципальных нужд, подписанные на год.

Для федеральных контрактов минимальная цена составляет 10 млрд р., региональных – 1 млрд р., местных – 500 млн р. Исключение составляют федеральные контракты на выполнение клинических исследований лекарств для медицинских целей. Для подобных целей минимальный лимит установлен в размере 40 млн р. Пересмотр цены контракта по указанному основанию происходит через подписание дополнительного соглашения.

Допускается изменение цены и при изменении перечня услуг на лечение российского гражданина за пределами РФ. Первоначальная стоимость контракта уменьшается на цену услуг, которые остались невостребованными. Затем новые договорные условия фиксируются в дополнительном соглашении (на основании п. 7 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

Основания для пересмотра в зависимости от способа закупки

Указанные основания для снижения цены государственного контракта распространяются на все виды закупок. Исключением являются контракты, которые были подписаны по результатам запроса котировок.

Цена таких контрактов может быть снижена только при уменьшении тарифов на товары, работы и услуги (на основании п. 5, 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

По другим основаниям пересматривать стоимость исполнения контрактов не допускается.

С июля 2019 года вступили в силу изменения в законодательство, которые сделали возможным изменения любых условий контрактов, подписанных с единственным поставщиком по ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

В частности, допускается изменение без ограничений условий контрактов (включая их ценовые параметры), подписанных с субъектами естественных монополий, контрактов на услуги водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения, юридических услуг по защите граждан за пределами РФ, услуг по аренде здания и пр.

Изменения в контракт с единственным поставщиком в данном случае вносятся без учета ограничений по срокам.

Основания для изменения цены госконтрактов на строительные работы

С июля 2019 года в силу вступили новые основания для пересмотра существенных условий контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сохранению объектов культурного наследия.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ заказчик вправе изменить любые существенные условия государственного контракта, включая цену. Но для этого необходимо соблюдение некоторых дополнительных условий:

  • контракт подписали более, чем на годовой период;
  • цена контракта составляет 100 млн р. или превышает указанный порог (на основании Постановления Правительства №1186 от 2013 года);
  • при снижении цены работы не были выполнены по обстоятельствам, которые не зависели от сторон;
  • изменение цены не может превышать 30%.

Для изменения ценовых условий строительного контракта необходимость такого решения нужно обосновать в письменной форме.

В отношении других контрактов на строительные работы предел корректировок цены при изменении объема или вида выполняемых работ составляет 10% в сторону увеличения или уменьшения.

Изменение цены контракта при пересмотре НДС

В 2019 году действовало еще одно основание для изменения цены. Оно связано с увеличением налоговой ставки НДС с 18 до 20% в текущем году.

До октября 2019 года заказчикам разрешено было изменять цену по контрактам при условии, что они были подписаны до 2019 года, но только в пределах увеличения размера НДС.

Если заказчики не успели изменить цену и ставку налога в контракте, то они должны работать на прежних условиях. Для увеличения цены по указанному основанию необходимо было одновременное соблюдение четырех условий:

  • государственный контракт менялся по соглашению сторон;
  • контракт подписан до 2019 года, а приемка работ происходит после 2019 года;
  • в контракте была указана прежняя ставка НДС;
  • изменение контракта допускается исключительно в пределах доведенных до заказчика лимитов.

Для поставщиков необходимость пересмотра цены контракта в условиях роста НДС очевидна, а у заказчиков с этим могли возникнуть определенные сложности, так как они не вправе не учитывать бюджетные лимиты.

Нередко споры вызывал вопрос в отношении включения НДС в цену контракта, в котором победил «упрощенец» (организация, применяющая УСН). Прямого ответа в 44-ФЗ относительно того, нужно ли исключать НДС, не содержится. Но в письме Минфина №03-07-11-72354 от 2017 года министерство высказало несогласие с уменьшением цены контракта для поставщика на УСН на сумму НДС.

Изменение цены до подписания контракта

Изменение цены контракта в большую сторону допустимо до подписания государственного контракта, но при соблюдении ряда правил.

Такая необходимость у заказчика может быть вызвана желанием закупить дополнительный товар за счет сэкономленной суммы.

В данном случае заказчик может попробовать приобрести дополнительные товары на сумму разницы между НМЦК и ценой контракта, если победитель согласится на такие условия.

Для того чтобы увеличить цену контракта до НМЦК, необходимо соблюдение некоторых дополнительных условий:

  1. Данный порядок может действовать только при договорах поставки товаров, при закупке работ и услуг увеличить цену контракта нельзя.
  2. Цена должна находиться в пределах НМЦК.
  3. Условия об увеличении цены должны содержаться в закупочной документации.
  4. Цена единицы товара рассчитывается в виде деления новой цены контракта на количество предмета закупки.

Поставщик может принять предложение заказчика или отказаться от него. В последнем случае контракт подписывается по старым условиям, которые стали известны по результатам закупки. Никаких санкций для поставщика за отказ от предложения заказчика не предусмотрено.

Если поставщик принял предложение заказчика, то контракт подписывается на новых условиях без дополнительных соглашений.

На какой процент возможно менять

Существует распространенный миф, что заказчик по своему усмотрению может изменить цену контракта в пределах определенного процента.

На самом деле в 44-ФЗ предусмотрена возможность увеличения цены контракта на 10%, но только пропорционально увеличению количества товаров, работ и услуг. Не допускается просто по своему усмотрению поднять цену на 10% без изменения количества.

То есть увеличение цены в данном случае будет вторичным по отношению к пересмотру объема поставки. При этом увеличение объема поставки необязательно должен сопровождать рост цены.

Важно учитывать, что не допускается поднимать цену на 10% только за счет увеличении поставки отдельной позиции (например, из 100 позиций, которые предполагаются к поставке, увеличить стоимость одной позиции).

Изменять поставляемую номенклатуру продукции при этом не допускается (например, нельзя исключать старые товары и включать новые). При неделимой закупке изменяется цена всех товаров сразу. Право изменить контракт нужно указать в закупочной документации и самом контракте.

Соответствующие изменения вносятся по соглашению сторон.

Пересмотреть цену в пределах 10% допускается и за счет пропорционального снижения объема товаров, работ и услуг. Правила и условия будут аналогичны тем, которые действуют при увеличении цены.

Для пересмотра объема поставки (например, из-за сокращения лимитов бюджетных обязательств) нужно учитывать установленные правила. В первую очередь, заказчик должен исполнить свои обязательства по контрактам на поставку товаров, необходимых для жизнеобеспечения граждан.

Это договоренности, предполагающие поставку продуктов питания, лекарств, топлива, услуг медицинской помощи и пр.

Сокращение объемов происходит с учетом размера снижения цены контракта и необходимости сохранения прибыли поставщика.

Такая прибыль не может превышать 1% от затрат поставщика на покупку полуфабрикатов и 20% – в отношении остальных затрат. Количество товаров, работ и услуг сокращается в размере, определяемом поставщиком.

Ему необходимо приложить расшифровку расходов, связанных с исполнением контракта, расчет и обоснование прибыли по нему.

Порядок действий

Если заказчик поменял цену контракта уже после его заключения, то вносить поправки в план-график не нужно. Такие правки вносятся только до начала закупочной процедуры или подписания контракта с единственным поставщиком. На это указано в требованиях, утвержденных Постановлением Правительства от 2015 года №554 и в ч. 8 ст. 16 44-ФЗ.

Для внесения изменений в сведения о контракте в ЕИС нужно придерживаться следующего порядка действий:

  1. Перейти в личном кабинете в реестр контрактов.
  2. Перейти во вкладку «Исполнение» и выбрать опцию «Внести изменения».
  3. В блоке с типом изменений во вкладке «Общая информация» указать сведения об изменениях контракта, в частности, цены.
  4. Заполнить поле «Основание для изменений».
  5. Заполнить все остальные данные и сохранить правки.

Дополнительное соглашение

Изменения в государственный контракт оформляют в виде дополнительного соглашения. В нем необходимо указать следующие аспекты:

  1. Наименование и реквизиты сторон государственного контракта.
  2. Реквизиты (дата и номер) контракта, в который вносятся изменения.
  3. Перечень внесенных изменений в контракт с указанием на то, что все прочие его положения остаются неизменными. Изменения могут быть внесены в объем поставки и цену контракта или только в цену.
  4. Ссылка на положения законодательства, которые допускают внесение изменений или подтверждают обязательность таких поправок.
  5. Подписи и печати сторон.

Если в результате изменения цены необходимо исправить величину ответственности за неисполнение контракта, то в допсоглашении необходимо установить новые размеры штрафа (например, цена контракта попала в диапазон до 3 млн р., а до этого превышала данный порог). Необходимость пересмотра величины штрафных санкций по государственному контракту опирается на ч. 2, 5, 8 ст. 34 44-ФЗ.

Дополнительное соглашение необходимо оформить в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Данные экземпляры обладают равной юридической силой.

В течение 5 дней после изменения государственного контракта сведения перенаправляются в казначейство для включения в реестр контракта.

Именно эта организация отвечает за ведение реестра контрактов в ЕИС и включает соглашение в реестр по результатам проверки.

При несоблюдении указанного требования о передаче допсоглашения в реестр в установленные сроки ответственное лицо оштрафуют на 20 тыс. р.

Ответственность за нарушение порядка пересмотра стоимости

При нарушении заказчиком порядка изменения цены ему грозит ответственность в виде штрафа.

Если лицо подпишет допсоглашение об уменьшении или увеличении стоимости по основаниям, которые не прописаны в 44-ФЗ, то его привлекут к административной ответственности по ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП на сумму от 20 тыс. р. или в двухкратном размере от дополнительно потраченных денежных средств из бюджета.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/izmenenie-tseny.html

Можно ли менять существенные условия контракта по 44-ФЗ?

Если цена госконтракта изменена с нарушением

По общему правилу изменение существенных условий контракта не допускается. Но существует два специальных правила, которые при необходимости все же позволяют это сделать. В статье рассмотрим: в чем они состоят, какие из правил являются наиболее распространенными и как они применяются на практике

Правило № 1: основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа ( п. 1 ст. 451 ГК РФ). Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ.

Пример 1

30 октября 2014 года между заказчиком и подрядчиком был заключен муниципальный контракт на выполнение работ. Срок окончания выполнения работ установлен 60 календарных дней с начала выполнения работ и не позднее 30 декабря 2014 года. 4 февраля 2015 года, опираясь на п. 1 ст.

451 ГК РФ, стороны подписали дополнительное соглашение к контракту, в соответствии с которым его действие с 19 ноября 2014 года приостанавливалось, и срок действия продлялся до 31.12.2015. Поводом для этого послужило резкое ухудшение погодных условий.

При этом подрядчик не мог располагать к моменту заключения контракта такими сведениями.

Прокуратура провела проверку и решила, что данное допсоглашение является недействительным. По ее мнению, правовых оснований для изменения контракта в сложившейся ситуации у сторон не было. Суд с этим не согласился и встал на сторону участников контракта.

Судьи пояснили, что погодные условия ноября 2014 года не соответствовали возможности выполнения работ. Такие погодные условия угрожали годности и прочности выполняемой работы.

 Поэтому работы на объекте приостанавливались до наступления положительных температур (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2016 № Ф06-6869/2016).

Изменение условий на основании Закона № 44-ФЗ

Правило № 2: содержится в ст. 95 Закона № 44-ФЗ и включает в себя 7 случаев, когда стороны контракта по соглашению между собой вправе изменить существенные условия контракта при его исполнении.

1. Если возможность изменения условий контракта была заранее прописана в документации о закупке и контракте (при закупке у единственного поставщика контрактом):

а) при снижении цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги увеличиваются или уменьшаются не более чем на 10%.

Это самое распространенное основание для изменения контракта.

Пример 1

Стороны подписали дополнительное соглашение о внесении в контракт изменения — увеличении общей цены договора на 10%. Служба контроля округа сочла это нарушением и даже привлекла заказчика к административной ответственности по ч.

 5 ст. 7.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей. Данное решение проверяющие мотивировали тем, что заказчик  изменил условия договора, повлекшие дополнительное расходование бюджетных средств в размере более 900 000 рублей.

Заказчик подал в суд, который счел, что в действиях заказчика нет нарушения, так как цена договора была изменена в пределах 10% от первоначальной цены контракта.

Необходимость выполнения дополнительных работ согласована с заказчиком и указанные работы выполнены подрядчиком, что соответствует условиям, установленным пп. «б» п. 1 ч. 1 ст.

95 Закона № 44-ФЗ (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2017 № Ф04-7084/2017).

Пример 2

На практике очень распространена ситуация, которую иллюстрирует следующий пример, — когда подрядчик выполняет дополнительные работы без предварительного подписания допсоглашения к договору, на сумму, превышающую 10% от цены контракта. А затем требует от заказчика их оплатить. Бесполезно. Без внесения изменений в контракт правовые основания оплачивать эти работы у заказчика отсутствуют.

Так, стороны заключили муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта.

Подрядчик, указав, что проектная документация не соответствует сметной документации, выполнены дополнительные работы, не учтенные контрактом, что увеличило срок контракта и его стоимость, направил заказчику предложение об изменении условий контракта путем заключения дополнительных соглашений о продлении срока выполнения работ и увеличении цены примерно на 15%.

Заказчик согласился подписать только соглашение об увеличении цены на 10%. Несмотря на это, подрядчик выполнил больший объем работ и обратился в суд с требованием к заказчику об их оплате.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Суд отказал, так как подрядчик не мог не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства.

Доказательств того, что выполнение этих работ не терпело отлагательства, деятельность подрядчика была направлена на защиту охраняемого публичного интереса, и не имеется претензий со стороны заказчика по объему и качеству выполненных работ, подрядчик не представил (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2017 № Ф01-1334/2017).

С аналогичными случаями можно ознакомиться в Постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.12.2016 № Ф03-5719/2016, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.11.2016 № Ф04-4859/2016, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.12.2016 № Ф07-11988/2016.

2. В случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом заказчик в ходе исполнения контракта должен согласовать новые условия контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги.

Пример 3

В августе 2014 года учреждение заключило госконтракт на реконструкцию автомобильной дороги со сроком до 31.10.2014. Однако в связи с затянувшейся процедурой размещения госзаказа, учреждение направило в Управление проектирования и строительства автодорог письмо о переносе ввода объекта в эксплуатацию на 2015 год и о рассмотрении новой разбивки бюджетных инвестиций.

Управление уменьшило лимиты бюджетных обязательств на 2014 год по этому объекту и уточнило госзадание на выполнение работ. Таким образом, произошло уменьшение средств, выделенных на финансирование в 2014 году расходов по заключенному контракту. Ссылаясь на это обстоятельство, заказчик заключил допсоглашение о переносе срока выполнения работ на 31.10.2015.

По результатам ревизии Росфиннадзора учреждению было выставлено представление об устранении нарушений. Однако суд признал действия заказчика обоснованным, а предписание  незаконным (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.03.2017 № Ф02-7880/2016).

3. Изменение в соответствии с законодательством регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.

Пример 4

В условиях договора энергоснабжения может быть прописано, что цена договора составляет определенную сумму по регулируемым ценам и определенную сумму по нерегулируемым ценам.

При этом в части цены по нерегулируемым ценам она является твердой и определяется на весь срок исполнения договора, а в части цены по регулируемым ценам может меняться в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Возражения против такого условия не принимаются (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2017 № Ф04-5855/2016).

4. В случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за рубежом. В этом случае цену контракта можно увеличить или уменьшить по медицинским показаниям. Такую возможность необходимо заранее прописать в контракте

5. На основании решения Правительства РФ, если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет либо превышает размер цены, установленные Правительством РФ (10 млрд. рублей). А исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

6. На основании решения высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (1 млрд. рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

7. На основании решения местной администрации, если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (500 млн рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

Изменение на основании контракта

Все возможные основания для изменения существенных условий контракта приведены в законодательстве — ГК РФ и Законе № 44-ФЗ. Других оснований в контракте быть не может.

Пример 1

В контракт было включено условие, обязывающее подрядчика заключать дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта, а именно: «В случае, когда в результате приемки выполненных работ их стоимость оказалась меньше, чем учитывалась при определении цены контракта, Стороны обязуются заключить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта». 

ФАС признала это условие незаконным. Основание — Законом № 44-ФЗ определены случаи, при которых допускается изменение существенных условий контракта. Внесение таких изменений допускается только по соглашению сторон.

Таким образом, приведенное условие противоречит требованиям Закона № 44-ФЗ (Решение ФАС России от 21.04.2016 по делу N ВП-188/16). Заказчик обжаловал это решение, но безуспешно (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.

2017 № 09АП-4661/2017).

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов

Посмотреть расписание

Ответственность

Изменение условий контракта по основаниям, не указанным в Законе № 44-ФЗ, влечет штраф (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — в размере 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — 200 000 рублей.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/92

О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: