Деятельность по проведению семинаров и лекций

Содержание
  1. Нужна ли лицензия для проведения тренингов?
  2. Как открыть курсы по обучению без лицензии?
  3. Когда на обучение нужна лицензия
  4. Кому не требуется лицензия на образовательную деятельность
  5. Проект по развитиюучебных центров
  6. Лицензия на организацию курсов
  7. Нужна ли лицензия для проведения курсов украина
  8. Нужна ли лицензия на проведение курсов повышения квалификации
  9. Все о правильной организации тренингов или семинаров самостоятельно
  10. Тематика – основная составляющая тренинга или семинара
  11. Где лучше проводить тренинги или семинары?
  12. Уделяем работе с тренером должное внимание
  13. Выбор помещения для тренингов или семинаров
  14. Решаем технические вопросы заранее
  15. Раскрутка и продвижение семинара или тренинга
  16. Особенности оплаты тренингов или семинаров
  17. Подготовка материалов для тренинга или семинара
  18. Составление плана проведения тренинга или семинара, распечатка брошюр
  19. Организация питания на тренинге или семинаре
  20. Обращаем внимание на мелочи
  21. Организуем перерывы тренингов или семинаров с комфортом
  22. Дополнительное уведомление клиентов о тренинге или семинаре за 1-2 дня до начала
  23. Найм дополнительных работников в помощь
  24. Как организовать дистанционный семинар/тренинг?
  25. Примечание
  26. Что понадобится, если вы организуете семинар на вашей территории (например, в вашем офисе)?
  27. I. Skype-конференция без проекционного оборудования.
  28. II. Вебинар.
  29. Лицензия на проведение семинаров и тренингов – Консультация
  30. Семинарское занятие: определение, виды, задачи, методика разработки
  31. Что такое семинар
  32. Функции данного вида аудиторной работы
  33. Образовательные технологии при проведении семинаров
  34. занятия
  35. Разновидности семинаров
  36. Доклады и рефераты
  37. Семинар-диспут
  38. Конференция
  39. Другие формы семинара

Нужна ли лицензия для проведения тренингов?

Деятельность по проведению семинаров и лекций

Курсы, тренинги и семинары, как правило, не относятся к понятию образовательной деятельности.

В законе «Об Образовании» есть определение слову «образование»: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

» (тут выделить слова «процесс воспитания» и «сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).») Курсы английского языка, например, как правило, никого не воспитывают. Также они не «сопровождаются констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней».

Как открыть курсы по обучению без лицензии?

Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.

2011 N 174, образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию.Таким образом, деятельность по организации детских кружков, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность (домашний педагог и занятия с детьми, помощь в подготовке домашнего задания) лицензированию не подлежит.» В остальном читаем мой предыд.

Когда на обучение нужна лицензия

После окончания такого семинара слушатель может получить свидетельство, подтверждающее только факт его участия в семинаре. — это организация и проведение конференций, симпозиумов, слётов с различными тематическими выступлениями и докладами участников и т.п.

; — это различные виды информационно-консультационных (не обучающих!) услуг, оказываемых на возмездной основе; — это всевозможные развлекательные мероприятия: дискотеки, шоу, интерактивные игры, квесты, просмотр спектаклей, организация конкурсов, выставок, проведение дней рождения и т.п.

То есть, различный спектр услуг, который новыми ОКВЭДами отнесён к сфере культурно-развлекательного досуга клиентов и рассматривается в разделе R «Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений».

Кому не требуется лицензия на образовательную деятельность

Закона № 273-ФЗ;

  • иные услуги по обучению. В этом случае лицензия не нужна.

В сфере лицензируемой профучебы ИП могут обучать лишь по основным программам профобучения. При этом если они занимаются обучением самостоятельно, без привлечения педагогических работников, то лицензия им не требуетсяп.
20 ст. 2, ч. 1 ст. 21, ч. 1, 3, 5 ст. 32, ч. 2 ст. 91 Важно Закона № 273-ФЗ.

А если они работают с педагогами, то с 1 января 2014 г. заниматься профобучением без лицензии им нельзяч. 10 ст. 108 Закона № 273-ФЗ.

За счет работодателей чаще всего повышают квалификацию медики, а за свой счет — аудиторы Какая же учеба считается обучением по образовательной программе? Это учеба, которая направлена на получение гражданиномп.
9 ст. 2, ч. 1 ст.

Проект по развитиюучебных центров

Также без лицензии допускается личное ведение кружков, секций или студий, осуществляемое индивидуальным предпринимателем без привлечения дополнительных специалистов.

До введения в действие Постановления №966 получение лицензии не требовалось в тех случаях, когда в результате учебы не производилась аттестация, и не выдавался итоговый документ о полученном образовании.

По новой классификации подобные услуги относятся к культурным или досуговым.

Лицензия на организацию курсов

При этом различают три вида программ:

  • подготовка рабочих по профессиям, служащих по должностям;
  • переподготовка рабочих и служащих;
  • повышение квалификации рабочих и служащих.

Перечисленные выше виды услуг содержат практически полный перечень ситуаций, когда нужна лицензия на образовательную деятельность. Случаи, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется В настоящее время действующим законодательством предусматривается лишь один случай, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется.

Он представляет собой ситуацию, при которой услугу оказывает лично официально зарегистрированный индивидуальный предприниматель. При этом он не может нанимать других специалистов, работая только самостоятельно.
Примерами такой деятельности являются услуги репетитора, частного преподавателя, обладающего необходимым стажем работы и образованием.

Нужна ли лицензия для проведения курсов украина

Договор составлен на 7-ми страницах и содержит следующие разделы: — предмет договора — общие условия оказания услуг — права и обязанности сторон — оплата услуг — основания для изменения и расторжения договора — ответственность за неисполнение обязательств по договору — разделы о разрешении споров и прочих условиях — раздел о персональных данных — реквизиты — приложение, в котором указывается тематика консультаций, их продолжительность и прочие условия. На каждой странице ставятся подписи заказчика и исполнителя.

Внимание Часто задаваемые вопросы Купить договор Договор стоимостью 2000 рублей Остались вопросы? Позвоните нам 8 922 888-47-45 Отзывы Мы с женой открыли ООО в Барнауле и преподаём английский язык. Работаем без лицензии, на основании купленного у вас договора.
Вопросов со стороны управляющих органов не возникает.

Нужна ли лицензия на проведение курсов повышения квалификации

Приказом Минобрнауки от 01.07.2013 № 499При этом такая учеба подпадает под лицензирование, только если организация выдает обучающимсяп. 20 ст. 2, п. 1 ч. 1, ч. 3, 10, 12 ст. 60, ч. 15 ст. 76 Закона № 273-ФЗ:

  • при успешном завершении учебы (прохождении итоговой аттестациип. 1 ст. 74, п. 14 ст. 76 Закона № 273-ФЗ) — документ о квалификации, именуемый:

Источник: https://sudar-buh.com/nuzhna-li-litsenziya-dlya-provedeniya-treningov/

Все о правильной организации тренингов или семинаров самостоятельно

Деятельность по проведению семинаров и лекций

Как существенно заработать без серьезных вложений, знают опытные организаторы тренингов либо семинаров. Правильный организационный подход и умелое проведение мероприятий приносят хорошую финансовую выгоду. Какие особенности у данной деятельности? Все нюансы организации бизнеса с нуля читайте на crediti-bez-problem.ru

Тематика – основная составляющая тренинга или семинара

Под словом «тренинг» подразумевают любую групповую тренировочную систему, позволяющую совершенствоваться в какой-либо области. Семинары также являются групповыми учебными занятиями, где заслушиваются доклады и проходит их обсуждение. Оба мероприятия проводят специалисты в той или иной области.

Все начинается с выбора наиболее актуальной тематики в той или иной сфере:

  • Продвижение товара.
  • Этика деловых отношений.
  • Укрепление здоровья по особой (авторской) методике.

В глобальном аспекте основных тем всего три:

  1. Построение и развитие бизнеса – личный рост.
  2. Оздоровление организма.
  3. Взаимоотношения (деловые, семейные).

Фактически все хотят быть здоровыми, финансово успешными, а также иметь крепкую семью. Каждая тематика имеет свои многочисленные направления. Например, в личном росте: как правильно начать дело, выбрать бизнес-партнеров, продумать путь к успеху и так далее.

Главное – создание целой программы (календарного плана) различных семинарских мероприятий или тренингов, которая может периодически меняться. При повторении одного и того же тренинга трудно удержаться в бизнесе длительное время. Вот почему без регулярных обновлений не обойтись.

Совет. Наряду с тематическим разнообразием, большое количество авторов освещают одинаковые вопросы. Рекомендуется предварительное личное участие в семинаре, который планируется для проведения. В крайнем случае можно ознакомиться с отдельными работами конкретного тренера-преподавателя. Это облегчит выполнение организационных этапов.

Где лучше проводить тренинги или семинары?

Краткосрочность тренингов и семинарских занятий (обычно они длятся 1-2 дня) обеспечивает их мобильность – организацию в разных городах. В этом случае важно выбрать помещение в центральной части города с удобной транспортной развязкой, комфортных подходом и подъездом. Тогда все участники прекрасно доберутся к назначенному часу.

Широко практикуется вариант обучения на природе – в санаториях и прочих загородных учреждениях, расположенных недалеко от городской черты. При организации выездного обучения, необходимо позаботиться о доставке слушателей к месту его проведения на автобусе (иным способом), заблаговременно забронировать комнаты для проживания и подумать о питании.

Уделяем работе с тренером должное внимание

Тесный контакт с тренером во многом определяет успешность начатого бизнеса. Например, дата мероприятия оглашается потенциальным участникам только после согласования с тренером.

Условия оплаты у каждого специалиста свои:

  • Одним выдвигают требования относительно минимального и максимального состава участников и называют фиксированный размер гонорара. Его величина не будет зависеть от общего количества слушателей.
  • С другим необходимо рассчитаться за каждого человека, присутствующего на тренинге.
  • Дорожные затраты тренера и его проживание оплачиваются отдельно.

Кроме того, тренер – кладезь полезной информации для организатора.

Он непременно сделает акцент на следующих нюансах:

  1. Сделает акцент на целевой аудитории и требованиях к помещению.
  2. Предоставит образцы раздаточного материала.
  3. Поделится имеющимся рекламными проспектами, брошюрами, плакатами.
  4. Посоветует самые эффективные рекламные способы.

Внимание. Процесс переговоров с тренером не дает стопроцентной гарантии на отсутствие организационных ошибок, однако вероятность их появления становится минимальной.

Выбор помещения для тренингов или семинаров

Выбор помещения – не самая простая задача. Идеальное решение – аренда зала (класса) в современном бизнес-центре, где интересы клиентов учтены на сто процентов. Однако и его арендная стоимость соответствующая, а значит повышается цена занятий.

Основные требования к залам для проведения тренингов:

  • Комфортность – поддержание оптимального микроклимата в любой сезон. Наличие комнаты для курения и прочих удобств.
  • Немаловажный аспект – удобство кресел. Трудно усидеть на жестком стуле продолжительное время.
  • Просторность, то есть помещение, рассчитанное на 30 человек нельзя арендовать для 40 слушателей.
  • Отсутствие лишних предметов, отвлекающих внимание от занятий.

Внимание. Зачастую заказчиком тренинга (семинара) является какая-либо компания. В этом случае тренеру ставится конкретная задача, а обучение происходит на территории клиента, который и предоставляет помещение.

Решаем технические вопросы заранее

Сегодня даже обычные лекции не читаются без демонстрации слайдов, что уж говорить о современных тренингах и семинарах. Техническими моментами занимаются на этапе подбора помещения. Следует заранее поинтересоваться о наличии доски, проектора, доступа к Интернету. Если они предоставляются арендодателем, можно бронировать помещение и не беспокоится о техническом сопровождении.

Раскрутка и продвижение семинара или тренинга

Параллельно с поиском помещения начинается раскрутка мероприятия.

Способов рекламы достаточно много:

Бесплатные варианты привлечения клиентовПлатные варианты привлечения клиентов
Объявления на интернет-площадках и в газетахРекламные объявления на ТВ, радио, в различных газетах
Участие в обсуждении на форумахРеклама на сайтах (форумах, блогах) с близкой тематикой
Ведение собственного блогаРассылка приглашений на электронную почту возможным участникам (услуги специальных сервисов)
Приглашения посредством соцсетейИнтернет-реклама таргетированного типа
Раздача флаеров в тех местах, где больше всего потенциальных участников семинара (тренинга)

Безусловно, рекламные методы во многом зависят от тематики мероприятия. В любом случае нужно стремиться к максимальному использованию всех возможных способов.

Рекомендации. Реклама окажется действенной, если тренинг (семинар) удовлетворяет следующим требованиям:

  • Заинтересовывает новичков и удерживает «старых» слушателей.
  • Привлекает определенный контингент, значит есть постоянная аудитория, интересующаяся данной темой. Соответственно всегда будут люди, готовые обучаться.
  • Действительно приносит пользу тем, кто его слушал. Об этом свидетельствуют реальные отзывы, размещенные на страничке в соцсетях или сайте.
  • Очень важно постоянное развитие тренера и обучающей программы с учетом каких-либо изменений или тенденций.

Особенности оплаты тренингов или семинаров

Внесение участником предоплаты является обязательным условием. Это объективно подтверждает серьезность намерений.

Как показывает практика, зарегистрировавшихся участников на мероприятие может быть много, однако только не заплатившие:

  1. Забывают прийти на занятия.
  2. Перестают отвечать на звонки организаторов.
  3. Отговариваются срочными делами.

Даже небольшой размер предоплаты сразу отсеивает несерьезных людей. Кроме того, такой подход позволяет получить реальную информацию о количественном составе участников.

Совет. Оглашение многоуровневой цены стимулирует раннюю регистрацию. Например, если цена тренинга 11 000 рублей, то предоплата, внесенная за месяц до события, предполагает скидку в размере 1 500 рублей, за 2 недели – 700 рублей, за неделю – 300 рублей, в день тренинга оплачивается полная стоимость.

Подготовка материалов для тренинга или семинара

Как отмечалось выше, тренер предоставляет организатору раздаточный материал, который нужно размножить в достаточном количестве, желательно с запасом.

Обычно участников обеспечивают:

  • Рабочими тетрадями с упражнениями и заданиями по отдельным темам.
  • Конспектами с ключевыми тезисами и различными схемами.
  • Дополнительными материалами, предназначенными для самостоятельного изучения.

Основные требования к любому виду раздаточного материала:

  1. Четкость, ясность и понятность для участников.
  2. Отсутствие ошибок (орфографического и синтаксического вида).
  3. Наличие нумерации на страницах.

Зачастую материал, предназначенный для участников, формируют в один пакет и раздают перед началом мероприятия.

Составление плана проведения тренинга или семинара, распечатка брошюр

План сравним с расписанием занятий. Например, школьник точно знает время начала и окончания уроков, какие именно предметы будут изучаться в конкретный день. Точно также и человек, заинтересовавшийся тренингом либо семинаров, должен знать о всех нюансах обучения.

В программе указывается:

  • Общая длительность (день или несколько дней, количество часов каждый день).
  • Где проводится обучение, кто автор и ведущий.
  • Из каких блоков состоит мероприятие, их продолжительность и тематическая направленность каждого.
  • Когда начинается регистрации участников.
  • Время перерывов и другие нюансы.

Составленная программа печатается в виде яркой брошюры и предоставляется участникам.
Как видим, реализацией данного пункта не следует пренебрегать и оставлять на последний день. Помимо самого плана, нужно продумать дизайн брошюры, найти типографию для ее изготовления, договориться о печати, подождать несколько дней или более выполнения заказа.

Пример программы тренинга Евгения Галая: «Менеджер: искусство управления людьми»

Организация питания на тренинге или семинаре

Забота о питании – важная деталь организационного процесса. Многочасовой семинар предполагает перерывы разной продолжительности. В минуты короткого отдыха уместно предложить слушателям горячие напитки, воду и сладкий перекус.

Значение кофе-брейка трудно переоценить:

  1. Человек переключается.
  2. Происходит восстановление сил для восприятия нового информационного блока.
  3. Сладости стимулируют мозговую деятельность.
  4. Снижается внутренняя напряженность клиентов, создается непринужденная атмосфера.

Обеденное время лучше использовать по прямому назначению – пригласить слушателей на обед. К примеру, в бизнес-центрах для этой цели имеются специальные точки питания. Если подходящего кафе поблизости нет, можно заранее позаботиться о доставке горячего питания к месту проведения обучения.

Обращаем внимание на мелочи

Неучтенные мелочи приводят к серьезному дискомфорту.

Важно продумать все до самых мелких деталей, исключив малейшие неудобства для участников:

  • Позаботиться о наличие указателей к гардеробу, залу, туалету, комнате для курения.
  • Вручить бейджи. Это облегчит общение в период групповых занятий и на перерывах.
  • Не следует экономить на закупке канцтоваров – блокнотов и ручек. Непременные атрибуты любых занятий раздаются перед началом мероприятия.

Насыщенный обучающий курс непросто усвоить – через неделю другую многие детали забывают. Именно это волнует многих слушателей. Поэтому продажа материалов с полной версией курса будет весьма кстати. Это могут быть авторские книги, диски или брошюры.

Организуем перерывы тренингов или семинаров с комфортом

Комфортный перерыв подразумевает:

  1. Специальные места для отдыха и еды, оборудованные удобной мебелью.
  2. Прогулку на свежем воздухе, желательно в парковой зоне.

Именно эти нюансы нужно учитывать при выборе помещения. Слушателям всегда предлагается выйти из зала на время перерыва.

Им необходимо сменить обстановку, пообщаться, размять мышцы в обычной ходьбе, перекусить. Качественно отдохнувший человек способен хорошо усваивать информацию. Не помешает проведение спортивной-минутки.

Здесь впору вспомнить обычную производственную мини-зарядку из советского прошлого.

Дополнительное уведомление клиентов о тренинге или семинаре за 1-2 дня до начала

Повседневная загруженность современных людей становится причиной забывчивости. Они попросту не помнят о некоторых запланированных ими событиях.

Своеобразной подстраховкой того, что все записавшиеся клиенты помнят о предстоящем мероприятии, является дополнительное уведомление в форме напоминания.

За несколько дней до назначенной даты проводится обзвон сформированной группы или выполняется рассылка по электронной почте.

Найм дополнительных работников в помощь

При многочисленном составе участников трудно обойтись без дополнительных помощников:

  • Встречающих клиентов.
  • Отмечающих пришедших.
  • Организующих чаепитие в перерывах.
  • Оперативно реагирующих на форс-мажорные обстоятельства.

В качестве заключения. Возвращаясь к вопросу о прибыльности бизнеса по организации тренингов и семинаров. Как ее рассчитать?

Все расходы известны заранее:

  1. Вознаграждение тренера.
  2. Размер арендной платы.
  3. Стоимость распечатки раздаточного материала и брошюр.
  4. Расходы на кофе-брейк и канцтовары.
  5. Рекламные траты.

Остается лишь вычислить размер минимальной платы для одного человека с учетом указанных выше трат и собственной выгоды. Затем прибыль от каждого прошедшего обучения умножается на количество слушателей. В результате получается размер чистой прибыли.

Источник: https://crediti-bez-problem.ru/vse-o-pravilnoj-organizacii-treningov-ili-seminarov-samostoyatelno.html

Как организовать дистанционный семинар/тренинг?

Деятельность по проведению семинаров и лекций

Продолжаем тему о дистанционном формате проведения корпоративных тренингов и семинаров для сотрудников, руководителей и управленцев. Начало темы (“Почему дистанционно лучше?”) здесь

Данные рекомендации составлены по просьбам заказчиков, так как значительная часть заказчиков не имеет опыта проведения именно дистанционного семинара.Нередко Заказчик, не имеющий опыта организации дистанционного семинара, изначально предполагает, что “это просто и готовиться не надо” (так как есть свой личный опыт общения, например, по Skype). Но групповой семинар – это не диалог “один на один”, нюансы все-таки есть, их надо учитывать, о них и поговорим…

Примечание

Если у вас не получится организовать ни один из перечисленных вариантов на “своей территории” (например, в вашем офисе), то выход есть такой:

арендуйте конференц-зал, в котором есть проекционное оборудование и бесперебойный доступ в Интернет. Время аренды зала рассчитывайте с учетом кофе-брейков/ перерывов (если будут) и с учетом времени на спокойный вход и выход участников из аудитории.

Например, тренинг длится 2-2,5 часа, это значит, что арендовать зал нужно на три часа (один небольшой перерыв + время на вход/выход участников).

Каждая группа работает со своей скоростью: какая-то группа активна, задает много вопросов, участвует в обсуждениях, то есть время тренинга “чуть продлевается”, а какая-то “молча послушает и разойдётся”, то есть тренинг может завершиться “чуть раньше”.

Спрогнозировать скорость работы именно вашей группы не возможно, поэтому время аренды зала нужно выбрать по принципу “лучше чуть больше, чем чуть меньше”.

Что понадобится, если вы организуете семинар на вашей территории (например, в вашем офисе)?

1. Бесперебойный доступ в Интернет, позволяющий транслировать видео- и аудиопоток.

2. Обустройство аудитории, которое позволяет каждому участнику хорошо видеть и слышать Интернет-трансляцию и презентацию. Отмечаю, что в организации аудитории первична презентация (иллюстрации), а “говорящая голова” тренера вторична.

3. Ассистент, который будет находиться поблизости от компьютера, чтобы “быть на подхвате” (если потребуется: листать презентацию, направлять микрофон к задающим вопросы и подобное).

4. Письменные принадлежности: ручки и по 4-6 листов А4 на каждого участника.

5. До начала тренинга убедитесь, что в компьютере с трансляцией звук налажен так, чтобы было слышно участникам. (Обращаю особое внимание на этот пункт, так как бывали случаи, когда заказчики затрачивали драгоценное время семинара на отладку звука).

I. Skype-конференция без проекционного оборудования.

Схема организации пространства при Skype-конференции, если нет проекционного оборудования (см.картинку):

В этом случае лучше использовать два монитора (два ноутбука, например): в одном – “говорящая голова” тренера, во втором – презентация.

При этом тот монитор, в котором будет “говорящая голова” должен быть подключен к Интернету, а второй монитор подключать к Интернету не надо (не обязательно), так как презентация будет вам выслана до начала тренинга, её будет листать ассистент.

Проводить семинар в формате Skype-конференции на проекторене рекомендую, так как в этом случае тренеру придется транслировать изображение со своего монитора (презентацию), и участники не будут видеть тренера, то есть исчезнет один из источников восприятия (не всем удобно слушать, не видя говорящего).

II. Вебинар.

Вебинар проводится на специализированных Интернет-площадках, в так называемых “вебинарных комнатах”. Технической организацией вебинара занимается тренер, а заказчик лишь входит в вебинарную комнату по ссылке.

Если семинар проводится в форме вебинара, то лучше провести его на проекционном оборудовании, так как в “вебинарной комнате” (в рамках одного монитора) видно сразу всё: и тренера, и презентацию, и чат для вопросов (в чат можно писать).

Если вебинар проводить через монитор компьютера, то участники просто “ничего не увидят”. Провести вебинар через монитор можно, если участников тренинга не много, и они находятся в непосредственной близости к монитору.

Первый дистанционный (любой город) тренинг я провожу бесплатно, обращайтесь, если что

С уважением, Е.А.Нечаева

Источник: https://zen.yandex.ru/media/neacoach/kak-organizovat-distancionnyi-seminartrening-5b8cd31ce3cd4f00aad66086

Лицензия на проведение семинаров и тренингов – Консультация

Деятельность по проведению семинаров и лекций

Курсы, тренинги и семинары, как правило, не относятся к понятию образовательной деятельности.

В законе «Об Образовании» есть определение слову «образование»: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

» (тут выделить слова «процесс воспитания» и «сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).») Курсы английского языка, например, как правило, никого не воспитывают. Также они не «сопровождаются констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней».

Семинарское занятие: определение, виды, задачи, методика разработки

Деятельность по проведению семинаров и лекций

Семинарское занятие является одной из основных форм аудиторного обучения. Наряду с лекцией, консультацией, самостоятельной и прочими видами работ, этот урок разрабатывается по определенной методике и преследует конкретные цели. В статье узнаем о том, что представляет собой семинарское занятие в вузе, по какой схеме оно выстраивается и как правильно к нему подготовиться.

Что такое семинар

Под данным термином следует понимать разновидность аудиторских занятий. Семинары относятся к категории практических работ. Они предназначены для систематизации, углубления и закрепления полученных знаний по пройденным темам.

При активном участии в ходе семинарского занятия студент приобретает навыки практического применения имеющейся информации, развивает личностные качества и повышает свой интеллектуальный уровень.

Кроме того, практические занятия являются неотъемлемой частью обучения будущих специалистов, поскольку позволяют получить базовый теоретический опыт, незаменимый для осуществления профессиональной деятельности в дальнейшем.

Количество семинаров и продолжительность каждого занятия устанавливается учебным планом каждой дисциплины. Здесь же отмечается и содержательная часть работы.

Семинары – это обязательный элемент гуманитарных и социально-экономических дисциплин, по которым закрепление знаний требует ознакомления с дополнительными литературными источниками.

Данный вид аудиторного занятия проводится исключительно под руководством преподавателя, в обязанности которого входит подготовка всей необходимой учебно-методической документации для проведения урока, промежуточного или итогового контроля.

Как правило, семинарское занятие в вузе проводится по наиболее сложным темам и пройденным разделам.

Задача преподавателя заключается в формировании и развитии у студентов навыков научно-исследовательского мышления, самостоятельности, активного участия в тематической дискуссии.

На семинарах учащиеся делятся своими умозаключениями и выводами, оттачивают умение аргументировано излагать личную точку зрения и защищать ее.

Функции данного вида аудиторной работы

В первую очередь стоит отметить контрольную функцию семинаров. Будучи элементом систематичной самостоятельной работы, результаты проведения занятий позволяют преподавателю сделать вывод о содержательности и глубине полученных студентом знаний.

На семинарах педагог имеет возможность раскрыть сильные и слабые стороны отдельной группы, целого потока или индивидуально каждого обучающегося.

Своевременно выявленные пробелы в знаниях студентов укажут преподавателю на учебно-методические ошибки, допущенные им в процессе изложения темы.

В зависимости от формы семинарской работы, функция учета и контроля отражается в разной степени.

Например, при развернутой беседе и викторине функция контроля играет более значимую роль, а при индивидуальных докладах, выступлениях с рефератами – менее значимую.

В то же время нельзя не упомянуть о познавательной и воспитательной функциях, соотношение которых изменяется в зависимости от типа семинарского занятия.

Задачи семинарского занятия состоят в развитии познавательных навыков, стремлении к самостоятельному мышлению и творческой самодостаточности студентов. Если лекция, как вид аудиторной работы, необходима для ознакомления с учебным материалом, то семинар предназначен для углубления, расширения, детализации и обобщения усвоенной информации.

В некоторых случаях преподаватель сохраняет за собой право сообщать дополнительные знания по изучаемой теме во время практических и семинарских работ. В процессе обучения студенты отрабатывают практические приемы и используют эффективные методы анализа теоретической концепции дисциплины, в результате чего приобретают умения и навыки использования современных научных подходов.

Образовательные технологии при проведении семинаров

Чтобы достигнуть поставленных целей и решить требуемые задачи, практические работы в большинстве современных высших учебных заведений России проводятся с применением новых образовательных технологий.

Не отказываются преподаватели и от использования традиционных методов семинарских занятий, которые позволяют найти последовательные ответы на интересующие вопросы и выполнить тренировочные упражнения с целью закрепления ранее изложенного теоретического курса.

В технологиях инновационного типа преобладает игровой принцип, используется схема моделирования с целью оттачивания навыков межличностного общения. Достаточно интересными и популярными методиками семинарского занятия, по мнению педагогов, являются те, в которых реализуются принципы партнерства.

Применение актуальных образовательных технологий предполагает организацию различных учебно-проверочных мероприятий:

  • деловых и ролевых игр;
  • викторин;
  • марафонов, подразумевающих выражение собственных идей, мировоззренческих позиций, размышлений;
  • дидактических игр;
  • обыгрывание конкретных ситуаций.

Во время семинарских занятий учащиеся имеют возможность выступить с докладом, рефератом, поучаствовать в их обсуждении.

Помимо того, используются и другие образовательные технологии – интеллектуальные и коммуникативные тренинги; состязания на внимательность и смышленость.

Семинары предназначены для того, чтобы помочь студентам плавно перейти от теоретического обучения к самостоятельной практической деятельности.

занятия

Для реализации задач, которые стоят перед дисциплиной, преподаватель обязан:

  • заблаговременно подготовить методическое сопровождение урока;
  • спланировать и организовать самостоятельную работу учащихся;
  • стимулировать развитие творческих способностей и инициативность студентов за счет индивидуализации учебной программы.

Любой из видов семинарского занятия должен соответствовать требованиям рабочей программы, утвержденной на заседании предметно-методической комиссии кафедры. Практическое задание учащихся является основным содержанием семинара.

Оно формируется таким образом, чтобы в нем отсутствовали прямые повторы вопросов, озвученных на лекции.

Кроме того, практическое задание должно способствовать поиску дополнительных источников литературы, развитию логического мышления и умению искать альтернативные варианты решения.

По отдельным темам дисциплины допускается подготовка сразу двух докладов по наиболее актуальным вопросам. Докладчики назначаются заранее. За каждым выступающим закрепляется конкретная тема. Принципы выстраивания практических занятий и семинаров:

  • актуальность;
  • аргументированность;
  • взаимосвязь с другими дисциплинами.

Материал, который студент выносит на семинар, должен включать в себя упоминание современных достижений науки или техники в изучаемой области. доклада должно быть максимально приближенным к фактической профессиональной деятельности по специальности и основываться на знаниях и умениях, сформированных в процессе обучения на предшествующих занятиях.

Разновидности семинаров

Преподаватели отечественных вузов отмечают три вида семинарских занятий:

  • те, что проводятся с целью углубления изученного тематического раздела;
  • те, что помогают проработать отдельные, наиболее важные и типичные в методологическом отношении темы курса;
  • специализированные научно-исследовательские.

Выбор типа семинара зависит от теоретической части и особенностей рекомендуемых по ней источников и пособий.

Немаловажное значение имеет и уровень подготовленности группы, организованность и работоспособность студенческого коллектива, его специализация и профессиональная ориентированность.

При выборе вида семинарского занятия преподаватель также должен отталкиваться от опыта предшествующих занятий.

Различаются практические занятия и по форме проведения. Их существует несколько, причем каждая из них призвана обеспечить реализацию всех функций семинара. В вузах России семинарские занятия проводятся в виде:

  • развернутой беседы;
  • диспута;
  • обсуждения докладов и рефератов;
  • комментированного чтения;
  • упражнений на самостоятельность мышления;
  • письменных контрольных работ;
  • коллоквиума.

Данная форма лекционно-семинарского занятия является одной из наиболее распространенных.

Она подразумевает подготовку всех студентов группы по плановым вопросам с единым перечнем рекомендуемых литературных источников.

Развернутая беседа на семинаре может содержать не только выступления учащихся, но и вступительное и заключительное слово преподавателя. Ответы студентов заслушиваются по личной инициативе или вызову руководителя.

Эта форма семинарского занятия позволяет вовлечь в процесс обсуждения проблемных вопросов максимальное число студентов при грамотной, заранее продуманной постановке и использовании мотивационных, побуждающих к ответу средств в виде четко сформулированных дополнительных вопросов к докладчику и остальным студентам. Задача преподавателя заключается в поддержании высокой степени концентрации внимания путем акцентирования внимания на сильных и слабых сторонах выступлений одногруппников, новых, ранее не оговариваемых моментах, открывшихся в процессе.

Доклады и рефераты

Семинарские занятия по философии или истории обычно выстраиваются по системе подготовленных заранее докладов, что позволяет привить студентам умение мыслить самостоятельно, стремление к поиску новых фактов, аргументов, примеров, идей. В творческой и научной деятельности данные навыки играют первостепенную роль.

На обсуждение семинара целесообразно выносить 2-3 доклада, продолжительность каждого из которых не должна превышать 15 минут. В некоторых случаях помимо докладчиков могут быть назначены оппоненты и содокладчики, которым разрешено предварительно ознакомиться с содержанием докладов во избежание дублирования.

Темы семинарских занятий, проводимых в реферативной форме, могут быть самыми разными. Они могут совпадать с формулировкой пункта в плане работы или частично с одной из его сторон, связанной с практической актуальностью проблемы.

Помимо коллективной, не исключается также возможность проведения индивидуальной работы с докладчиками, что невозможно при семинаре, проводимом в форме развернутой беседы.

Интересно, что обсуждение рефератов студентами на семинарских занятиях допускает отклонение от основной темы в сторону родственных дисциплин, утвержденных в учебном плане предметно-цикловой комиссией.

Реферат – это письменная работа, посвященная конкретной исторической или теоретической проблеме, обзору художественного произведения, научной монографии под руководством преподавателя.

В отличие от доклада обычного типа, содержание работы предполагает значительное углубление в тему исследования, наличие собственных тезисов, выводов.

Реферат зачитывается во время семинара самим автором. Чтобы качественно подготовиться к данному виду работы, студентам требуется не менее двух недель. В педагогике семинарские занятия, проводимые с реферативными докладами, считаются целесообразными на завершающем этапе изучения конкретного раздела, когда его основные положения уже обсуждались.

Подготовка реферата – весьма эффективный способ приобщить студента с первых курсов к научно-исследовательской деятельности. Тематику докладов преподаватель рекомендует обучающимся сам.

При этом участники семинара могут предложить свои темы при условии, что они связаны непосредственно со спецификой изучаемой дисциплины.

Прежде чем одобрить тему, выбранную студентом, преподаватель должен ознакомится с подготовленным им планом и порекомендовать дополнительную литературу.

Семинар-диспут

В отличие от других форм проведения аудиторского занятия, эта считается наиболее удобной для выработки у студентов навыков приводить в качестве аргументов только подтвержденные официальные данные. Диспут может быть использован в качестве как самостоятельной семинарской формы, так и элемента других видов практических занятий.

Максимально интересны семинары-диспуты при объединении нескольких учебных групп. Учащиеся одной из них готовят доклады, а второй – готовятся выступить в роли оппонентов. О распределении ролей договариваются заранее.

Важно, чтобы вопросы, выносимые на обсуждение, всегда имели значимость с теоретической и практической точки зрения. Диспут может быть организован преподавателем спонтанно или же запланирован предварительно. Полемика обычно разгорается быстро, стихийно.

В ходе дискуссий студенты отрабатывают оперативность своих мыслительных реакций и учатся отстаивать в споре личное мировоззрение.

Конференция

Это еще одна модель организации семинарских занятий, которая имеет много общего с практической работой, выстроенной по докладной системе. По всем имеющимся пунктам плана занятия преподаватель поручает студентам подготовить краткие сообщения.

В начале семинара руководитель берет вступительное слово, после чего передает эстафету первому докладчику. По завершении выступления каждый слушатель в аудитории должен задать как минимум один вопрос по рассмотренной теме.

Соответственно, вопросы и ответы являются основной частью семинара.

Суть семинарской конференции заключается в необходимости углубленной подготовки студентов. Известно, что постановка вопроса требует детальной проработки той или иной темы.

Чем основательнее была проведена подготовка, тем более сложный вопрос сможет задать учащийся.

Если докладчик не знает ответа, на вопрос может ответить любой участник конференции, изъявивший желание высказать свою точку зрения.

Другие формы семинара

Источник: https://FB.ru/article/428676/seminarskoe-zanyatie-opredelenie-vidyi-zadachi-metodika-razrabotki

О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: