89 закон об отходах производства и потребления в новой редакции

Содержание
  1. Фз 89 об отходах производства и потребления: сбор, вывоз, размещение и утилизация
  2. Когда был принят федеральный закон 89 и что он регулирует
  3. Структура и главные положения ФЗ 89 об отходах производства и потребления
  4. Что является отходами производства и потребления по закону
  5. Классы опасности отходов в соответствии с ФЗ 89
  6. Общие требования ФЗ 89 по обращению с отходами
  7. Сбор
  8. Вывоз
  9. Обработка для последующей утилизации
  10. Накопление (хранение) отходов до 11 месяцев
  11. Обезвреживание
  12. Утилизация
  13. Захоронение
  14. Государственный учет и отчетность в области обращения с отходами
  15. Регулирование деятельности по обращению с ТКО
  16. Региональный оператор
  17. Договор с рег. оператором
  18. Установление тарифов
  19. Государственный надзор в сфере обращения с отходами
  20. Ответственность за нарушение закона
  21. Последние важные изменения в ФЗ 89
  22. Федеральный закон об отходах производства и потребления
  23. Суть 89 ФЗ
  24. Классификация отходов по уровню опасности
  25. Последние поправки
  26. Важные положения Федерального закона № 89
  27. Скачать действующую редакцию закона об отходах
  28. Федеральный Закон 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
  29. Общие сведения о законе 89-ФЗ
  30. Некоторые определения
  31. О классификации отходов
  32. Как Закон 89-ФЗ регламентирует обращение отходов?
  33. О региональных программах
  34. Паспортизация отходов
  35. Заключение
  36. Что собой представляет 89-ФЗ, его краткий обзор и последние изменения от 2020 года
  37. В чем суть
  38. Основные положения обращения с мусором
  39. Полномочия органов управления
  40. Требования к обращению с отходами
  41. Нормирование, учет и отчетность
  42. Экономическое регулирование
  43.  Контроль обращения с отходами
  44. Ответственность за неисполнение ФЗ
  45. Обзор изменений закона 2019 года
  46. Полномочия федеральных и местных структур
  47. Региональные операторы
  48. Уточнение понятий “сбор” и “накопление” отходов
  49. Раздельное накопление
  50. Требования к площадкам для накопления ТКО
  51. Тарифы, связанные с ТКО
  52. Необходимость разработки ПНООЛР
  53. Закон об отходах производства и потребления (ФЗ 89): понятия, правила обработки и вывоза мусора, изменения
  54. Закон 89 «Об отходах производства и потребления»: основные положения, структура
  55. Что такое отходы производства и потребления: определение
  56. Обработка отходов: определение
  57. Обезвреживание отходов: определение
  58. Размещение отходов: определение
  59. Накопление отходов 11 месяцев по закону
  60. Порядок и правила вывоза мусора
  61. Время вывоза мусора по закону
  62. Правила утилизации строительного мусора
  63. Что относится к твердым коммунальным отходам по закону
  64.  Правила вывоза твердых бытовых отходов
  65. Какими федеральными законами регулируется деятельность по обращению с опасными отходами
  66. Правила утилизации опасных отходов
  67. Утилизация отходов 4 класса опасности
  68. Закон о продаже мусора
  69. О вывозе мусора в сельской местности
  70. О мусорных контейнерах
  71. Статья 4 ФЗ 89
  72. Статья 11
  73. Статья 12
  74. Статья 14
  75. Статья 15
  76. Статья 18
  77. Статья 24
  78. Статья 26
  79. Изменения в федеральном законе 89
  80. Скачать закон 89 ФЗ об отходах производства и потребления: последняя редакция

Фз 89 об отходах производства и потребления: сбор, вывоз, размещение и утилизация

89 закон об отходах производства и потребления в новой редакции

В процессе потребления и производства человеческое общество образует большое количество отходов. Их надо убирать, вывозить и выполнять с ними другие манипуляции.

ФЗ 89 об отходах производства и потребления детализирует правовые вопросы, относящиеся к работе с мусором на всех стадиях. Строгое соблюдение его положений поможет сделать жизнь чище и уменьшить разрушающее влияние общества на окружающую среду.

При этом регулируется вопрос об использовании мусора как сырьевого ресурса.

Когда был принят федеральный закон 89 и что он регулирует

За принятие 89 ФЗ об отходах Государственная Дума проала в 1998 году. На протяжении существования этого нормативного акта в него вносились поправки, предназначенные для улучшения.

В этом документе подробно освещены главные принципы, на основании которых построена работа с отходами. Здесь учитываются особенности, принимаемые во внимание при утилизации различных типов мусора.

Закон об отходах описывает государственную политику в рассматриваемой сфере. На основании его положений регламентируются процессы возникновения отходов, процедуры хранения и способы утилизации. В составе документа можно видеть 8 глав и 31 статью. Некоторые из них не сохранили юридическую силу и были аннулированы.

Структура и главные положения ФЗ 89 об отходах производства и потребления

При работе с отходами главными приоритетами являются:

  • Все применяемые меры направлены на защиту человеческого здоровья, сохранение здоровой экологической обстановки и видового разнообразия живой природы.
  • Законодательство должно обеспечить связь между экологическими и экономическими интересами. Это необходимо для обеспечения стабильного развития общества.
  • Внедрение прогрессивных технологий сбора и утилизации мусора.
  • Необходимо выполнять переработку мусора в максимальных объёмах.
  • Важно применять экономические рычаги для сокращения объёмов образования мусора и увеличения его переработки с целью полезного использования.
  • Организация доступа к информации в соответствии с требованиями закона.
  • Поощряется участие в международном сотрудничестве для развития деятельности в этой сфере.

В экономике государства наиболее приоритетными положениями в рассматриваемой сфере считаются следующие:

  • В экономике стремятся к максимальному использованию ресурсов.
  • По возможности применять меры, приводящие к сокращению объёмов образования мусора.
  • Стремление к снижению объёма существующего мусора.
  • Понижение классов опасности отходов в местах их хранения.
  • Проведение утилизационных мероприятий в максимальном объёме.

Рассматриваемый закон об отходах производства и потребления состоит из следующих частей:

  • В первой главе даны определения основных понятий.
  • Во второй указаны полномочия российских органов власти по контролю над работой по сбору и утилизации мусора.
  • В третьей главе рассматриваются действия по хранению и утилизации мусора с учётом особенностей различных классов опасности. Здесь сформулированы общие требования по обращению с отходами.
  • В четвертой рассмотрены вопросы нормирования и отчётности, связанной с рассматриваемой сферой деятельности.
  • В пятой главе подробно освещены вопросы экономического регулирования и налогообложения.
  • В шестой представлены общие положения по государственному надзору при обращении с отходами.
  • В седьмой главе федерального закона рассмотрена ответственность за нарушения положений этого закона.
  • В восьмой приведены заключительные положения документа.

Что является отходами производства и потребления по закону

В первой главе устанавливаются основные определения. Здесь точно сформулировано, что считать отходами. В этом качестве рассматриваются предметы и материалы, которые возникают вследствие процессов, относящихся к производству или потреблению и подлежащие удалению и утилизации.

Важно понимать разницу между тем, когда отходы хранятся и когда происходит их накопление.

В первом случае говорят об их перемещении на специально отведённые места с целью дальнейших действий по утилизации или для хранения на срок, превышающий 11 месяцев.

Накопление — это перемещение на предназначенные для этой цели места, однако в соответствии с 89 ФЗ срок накопления отходов при этом до 11 месяцев.

Классы опасности отходов в соответствии с ФЗ 89

В рассматриваемом документе отходы поделены на несколько категорий. Принцип разделения основан на степени их опасности. Закон предусматривает пять типов мусора. Вот их краткое описание:

  1. К первому классу относятся наиболее опасные отходы. Примером являются содержащие ртуть устройства.
  2. Во второй входят опасные, но не в такой степени, как предыдущие. К этой категории относятся щёлочи и серная кислота.
  3. Третий класс – мусор, с умеренным уровнем опасности. К этой категории относятся металлы.
  4. В четвёртую категорию входят малоопасные отходы. В качестве примера можно привести резиновые покрышки.
  5. К последнему классу относится наименее опасный мусор, например, бумага или картон.

Для каждого из перечисленных типов отходов существуют особенности, связанные с их хранением и утилизацией.

Общие требования ФЗ 89 по обращению с отходами

Требования, относящиеся к тому, как нужно собирать, хранить и обрабатывать твёрдые бытовые отходы (ТБО) и производственные, изложены в третьей главе закона.

Сбор

Сбор отходов осуществляется в назначенных для этого местах. Вывоз региональным оператором с таких площадок производится на специальные места хранения.

Вывоз

Перемещение происходит в соответствии с оформленным паспортом отходов. Для перевозки применяют специально предназначенный для этой цели транспорт. Без его использования перевозить мусор, относящийся к 1-4 категории, не разрешается.

Транспорт, используемый при перевозке твёрдых коммунальных отходов (ТКО), должен быть специально предназначенным для таких целей и иметь на себе предусмотренные правилами обозначения. Во время перемещения необходимо иметь документы, в которых указана цель перевозки, количество мусора и место назначения.

Обработка для последующей утилизации

Мусору необходима обработка с целью извлечения полезных материалов. Если есть такая возможность, нужно организовать его применение в качестве сырья для производства товаров или материалов. То, что не используется, будет подлежать утилизации.

Накопление (хранение) отходов до 11 месяцев

Такое накопление может осуществляться на специально предназначенных для этого площадках. Хранение мусора происходит раздельным образом для различных типов отходов.

Обезвреживание

Для мусора, относящегося к 1-4 классам опасности, необходимо производить обработку, которая максимально снижает степень опасности.

Утилизация

Проведение утилизации операторами должно учитывать требования техники безопасности и соответствующих законов. Необходимо соблюдать нормативные акты об охране окружающей среды (ФЗ 7), об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия (ФЗ 52).

Захоронение

Запрещается проводить захоронение в следующих местах:

  • населённые пункты;
  • в зоны, предназначенные для отдыха или являющиеся рекреационными;
  • там, где обнаружены запасы полезных ископаемых и выполняются работы по их добыче.

Государственный учет и отчетность в области обращения с отходами

Фирмы и ИП, участвующие в деятельности по перевозке, хранению и переработке отходов, обязаны в установленные сроки сдавать отчётность о своей деятельности. Порядок и сроки предоставления отдельных её видов определяется органами государственной и муниципальной власти.

Регулирование деятельности по обращению с ТКО

Начиная с 2016 года действует юридическая норма, согласно которой, организация, выполняющая сбор мусора и дальнейшее хранение, обработку и другие действия в обязательном порядке должна иметь лицензию на этот вид деятельности. Её срок действия составляет 10 лет. После его окончания подтверждать своё право на выполнение этой деятельности необходимо снова. При нарушении этого требования такому юридическому лицу грозит административное наказание.

Региональный оператор

Государственные органы должны оказывать содействие региональным операторам. В частности, в их задачи входит следующее:

  • Они обеспечивают гражданам возможность получать информацию о деятельности, которая проводится в рассматриваемой сфере в городе или другом населённом пункте.
  • Исполнительные власти контролируют влияние предприятий на окружающую обстановку, выявляют нарушителей и принимают соответствующие меры.
  • Осуществляют поиск мест, где возникли несанкционированные мусорные свалки, и способствуют их ликвидации.
  • Местные власти обязаны оказывать финансовую помощь в построении различных объектов, необходимых для сбора и обработки мусора.
  • Нужно содействовать в построении объектов, на которых проводится утилизация отходов, опасных для окружающей среды.

Договор с рег. оператором

Региональные операторы действуют на определённой территории в соответствии с имеющейся лицензией и договором с исполнительными органами местной власти. Все, находящиеся здесь, нуждающиеся в уборке мусора, должны заключить договор о вывозе с оплатой в соответствии с установленными нормативами.

Установление тарифов

Тарифы утверждаются исполнительными органами местной власти. Они рассчитываются таким образом, чтобы компенсировать затраты на сбор, хранение и переработку мусора.

Государственный надзор в сфере обращения с отходами

В процессе деятельности организаций и ИП, для них устанавливаются нормативы на количество создаваемых отходов. Они рассматриваются и утверждаются органами местной власти. Предусмотрена необходимость заполнения и сдачи форм отчётности, относящихся к этой сфере. Если предприятия превышают установленные для них лимиты, то их деятельность может быть ограничена или приостановлена.

В 5 главе ФЗ предусмотрена денежная компенсация за то, что предприятия и ИП образуют определённое количество опасных отходов, которые должны быть вывезены, размещены в определённых местах и обработаны. Если они самостоятельно принимают меры к защите окружающей среды, то эта плата может быть снижена или отменена.

Государственные и муниципальные органы обязаны осуществлять надзор за соблюдением норм, предусмотренных в последней редакции ФЗ 89.  Он происходит в следующих формах:

  • Регулярно организуются и производятся проверки выполнения положений законодательства в рассматриваемой сфере.
  • Если были обнаружены нарушения, осуществляется их ликвидация.
  • Выполняется постоянный мониторинг соблюдения положений законодательства.
  • Осуществляется анализ состояния работ по обработке отходов и на его основе создаются прогнозы на будущее.

Надзор важен для борьбы с нарушениями.

Ответственность за нарушение закона

Для нарушителей закона ФЗ 89 предусмотрены следующие виды ответственности:

  • Дисциплинарная (замечание, выговор либо увольнение).
  • Административная. Должностным лицам – штраф от 10 до 30 тыс. рублей. Предприниматели – от 30 до 50 тыс. рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Юридические лица – штраф от 100 до 250 тыс. рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  • Гражданско-правовая. Возмещение вреда, причиненного вследствие нарушения правил обращения с отходами окружающей среде, здоровью и имуществу физлиц, имуществу органов государственной власти, местного самоуправления и юридических лиц.
  • Уголовная. Максимальное наказание за нарушение законодательства в области обращения с отходами – лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до 6 месяцев.

Последние важные изменения в ФЗ 89

С начала 2019 года все действия по работе с мусором сосредоточены в руках региональных операторов. Им даётся право заключать договоры с собственниками (организациями или частными лицами). Зона деятельности является территориальной. Операторы действуют на основании договоров с исполнительной властью.

Предусмотрена необходимость раздельного хранения отходов. Местным органам власти вменено в обязанность то, что они должны создавать и обслуживать площадки для хранения мусора, а также вести их реестр.

Исполнение норм ФЗ 89 будет способствовать повышению эффективности сбора, размещения, хранения и обработки мусора. Действие закона поможет защитить природу, обеспечит безопасную утилизацию отходов.

[Total: 0 Average: 0]

Источник: https://promusor.info/othody/polojeniya-zakona-89/

Федеральный закон об отходах производства и потребления

89 закон об отходах производства и потребления в новой редакции

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Проблема экологии на территории современной Российской Федерации является одной из самых острых.

С развитием инфраструктуры, сельского хозяйства и производственных предприятий различного назначения появляется всё больше твёрдых, газообразных и жидких отходов, наносящих урон окружающей среде.

Также, в результате жизнедеятельности человека, особенно, в крупных городах, остаётся немало бытового мусора.

Отходы производства и употребления требуют планомерной утилизации. Однако для данной процедуры необходимо чёткое регламентирование со стороны законодательства Российской Федерации.

С этой целью был разработан и принят Федеральный закон № 89.

Но что представляет собой данный нормативный акт? Что именно он регламентирует? Когда в изучаемый Федеральный закон вносились последние поправки? Поговорим об этом в статье.

Суть 89 ФЗ

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89 был принят Госдумой в результате третьего слушания 22 мая и одобрен членами Совета Федерации 10 июня 1998 года.

Действующий на тот момент Президент Российской Федерации подписал изучаемый документ 24 июня того же года. Начиная с указанной выше даты, Федеральный закон № 89 вступил в официальную юридическую силу.

Также в это время внедрили действие ФЗ №116. Подробности по ссылке:

ФЗ 89 состоит из 8 глав, содержащих в общем порядке 31 статью. Изучаемый Федеральный закон обладает следующей структурой:

  • Глава 1 — Общие положения ФЗ об отходах производства и потребления (ст. 1-4.1);
  • Глава 2 — Полномочия государства и отдельных его субъектов в рамках регламента изучаемого Федерального закона (ст. 5-8.1);
  • Глава 3 — Определение ведущих требований по обращению с отходами производства и потребления (ст. 9-17);
  • Глава 4 — Нормативы отчётности в рассматриваемой сфере (ст. 18-20);
  • Глава 5 — Экономическая составляющая вопроса (ст. 21-24.5). К данной части изучаемого Федерального закона присовокупляется глава 5.1, в которой идёт речь о регламентировании деятельности, связанной с переработкой и утилизацией твёрдых отходов коммунального типа (ст. 24.6 — 24.12);
  • Глава 6 — Госнадзор в области утилизации или переработки отходов производства и потребления (ст. 25-27);
  • Глава 7 — Меры ответственности в случае нарушения нормативов рассматриваемого Федерального закона (ст. 28-29);
  • Глава 8 — Итоговые и переходные положения Федерального закона об отходах производства и потребления (ст. 28-31).

Изучаемый нормативный акт регламентирует нормативы утилизации отходов производства и потребления и их дальнейшей переработки, как ценного сырья. Последние изменения в Федеральный закон № 89 внесены 28 декабря 2016 года.

Основные положения ФЗ 178. Подробности тут:

Классификация отходов по уровню опасности

В соответствии с актуальным текстом статьи 4.1, по уровню опасности для человека и окружающей среды отходы потребления и производства делятся на следующие категории:

  • Чрезвычайно опасные;
  • Высокоопасные;
  • Умеренно опасные;
  • Малоопасные;
  • Практически неопасные.

Согласно статье 4 изучаемого Федерального закона, отходы потребления и производства могут относиться к предметам частной собственности.

Последние поправки

Каждый нормативный акт, изданный в пределах территории современной Российской Федерации, регулярно проходит через процедуру актуализации его положений. Учитывая постоянно и стремительно меняющиеся социально-политические условия современного общества, данный процесс необходим для поддержания легитимности документа.

Последние поправки в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89 внесены 28 декабря 2016 года. В качестве изменяющего документа использовался Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 486-ФЗ. Согласно статье 2 ФЗ 486, статья 29.1 закона об отходах дополняется:

  • Пунктом 3, гласящим, что договорённость между органами исполнительной власти и операторами регионов Российской федерации в отношении отходов должна быть оформлена не позднее 1 мая 2018 года;
  • Пунктом 4, определяющим, что предложения о едином тарифе на услуги регионального оператора предоставляются не позднее 1 июля 2018 года.

Указанные выше изменения действительны на период ноября 2017 года.

Важные положения Федерального закона № 89

В рамках изучения нормативно-правового акта об отходах производства и потребления рекомендуется обратить внимание на содержание следующих статей:

  • Ст. 11 — Определяет нормативы эксплуатации строений, связанных с обращением отходов. Юридические лица, при использовании подобных объектов обязаны:
    • Разрабатывать стратегию по уменьшению количества свободного утиля и вредного воздействия такового на окружающую среду;
    • Вносить установленную действительным законодательством Российской Федерации плату в случае, если урон окружающей среде, всё-таки, был нанесён;
    • Внедрять экологические и малоотходные технологии;
    • Инвентаризировать получившийся производственный утиль;
    • Следить за состоянием окружающей среды;
    • Соблюдать иные правила, предписанные рассматриваемым законом об обращении с отходами;
  • Ст. 12 — Устанавливает требования местам размещения средств, подлежащих утилизации или переработке, полученных в итоге производства и потребления. В частности указывается запрет на хранение таковых в пределах населённых пунктов;
  • Ст. 14 — Определяет требования по обращению с производственными издержками всех классов опасности;
  • Ст. 15 — Устанавливает требования к лицам, на которых возлагаются обязательства по перевозке, переработке и упразднению излишков производства. В частности указывается, что данные лица обязуются предоставлять документы, свидетельствующие о соответствующей квалификации;
  • Ст. 18 — Определяет уровень нормирования;
  • Ст. 24 — Устанавливает меры экономического стимулирования в области обращения с отходами, а именно:
    • Понижение финансовых выплат за причинение вреда окружающей среде в случае, если юридическим лицом установлены технологии, обеспечивающие минимальное количество утиля;
    • Ускоренная амортизация ведущих финансовых фондов;
    • Предоставление определённых, текущим законодательством, финансовых льгот;
    • Предоставление льгот по выплатам за причинение вреда окружающей среде (при производстве упаковочного материала);
    • Предоставление материальных средств из государственного бюджета для улучшения экологического положения;
  • Ст. 26 — Устанавливает принципы производственного контроля в изучаемой сфере. Данная процедура является важным звеном в области защиты экологии и защиты окружающей среды.

Скачать действующую редакцию закона об отходах

Источник: https://lawlinks.ru/89-fz-ob-otxodax/

Федеральный Закон 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

89 закон об отходах производства и потребления в новой редакции

Принятый еще в конце 90-х годов Федеральный Закон об отходах производства и потребления предназначался для урегулирования обращения мусора, чтобы предотвратить экологическую катастрофу.

Но спустя 20 лет ситуация не изменилась, а лишь ухудшилась. Деятельность вокруг по утилизации (и не только) твердых бытовых отходов (ТБО) оставляло желать лучшего.

Требовались срочные меры, которые и были введены в качестве дополнения к этому нормативно-правовому акту.

Общие сведения о законе 89-ФЗ

В РФ накопилось свыше 60 млрд т отходов, и каждый год этот показатель увеличивается на 60 млн т ТБО.

Рассматриваемый нормативно-правовой акт был принят в мае 1998 года, но за 20 лет претерпел изменений, в него вносились поправки.

Закон 89-ФЗ является основным документом, который устанавливает принципы обращения с ТКО (твердыми коммунальными отходами), степень их опасности, регулирует важные вопросы в этой сфере.

Указанный 89-фз об отходах производства и потребления свидетельствует об отношении государства к этой сфере. Именно он формирует нормирование ТБО и других видов отходов, регулирует их образование, хранение, транспортировку, переработку и утилизацию.

Характеристика этого нормативного правового акта (Закон): содержит 31 статью, которые распределены среди 8 глав.

Некоторые определения

Закон об отходах 89-ФЗ дает определение таким понятиям, которые характеризуют обращение ТБО: сбор, хранение, утилизация и другие. Так, под первым понимается прием мусора от физических и юридических лиц для их дальнейшего обращения.

Под размещением отходов понимается совокупность хранения и захоронения. Различает Законодатель хранение и накопление мусора. Под обеими процедурами понимается процедура перемещения отходов с целью их дальнейшей переработки и утилизации, а при необходимости и обезвреживания. Только срок хранения может превышать 11 месяцев, а накопления не может.

О классификации отходов

В первой главе Закона даются определения отходам (и другим ключевым понятиям), а также устанавливаются классы опасности. Всего их насчитывается пять – от 1 по 5, при этом опасность для окружающей среды и здоровья человека представляют первые четыре.

Подробнее о классификации опасных отходов.

Как Закон 89-ФЗ регламентирует обращение отходов?

Этому посвящена третья глава нормативно-правового акта. Здесь приведены общие требования, которым обязаны следовать субъекты при обращении с отходами.

В частности, после последних изменений и дополнений добавлены нормы, которые касаются деятельности субъектов хозяйственной деятельности (юридические лица и индивидуальные предприниматели) в этой сфере.

Если их деятельность негативно сказывается на окружающей среде, они обязаны:

  1. Уплачивать установленные средства за причинение экологического ущерба;
  2. Использовать технологические новинки в сфере безотходного производства;
  3. Принимать меры к самостоятельному мониторингу окружающей экологии;
  4. Документально подтверждать проведенный анализ мест, где хранятся отходы.

Кроме того, Закон номер 89-ФЗ в последней редакции требует от организаций, которые занимаются обращением отходов, получать специальные разрешения (лицензии). До середины 2016 года такого требования не было, вывозом мусора могли заниматься фирмы, не имея на это лицензий.

По мнению Законодателя, такое отношения стало одной из причин участия на рынке подобных услуг недобросовестных организаций. Введенный запрет с 1 июля 2016 года на занятие подобной деятельностью без лицензии направлен на существенное изменение ситуации.

Фирмы, которые занимаются сбором, транспортировкой, переработкой и утилизацией отходов без лицензии подлежат наказанию в виде наложения административной ответственности.

О региональных программах

В этой же главе указаны мероприятия, которые должны проводиться в рамках региональных программ. В частности, необходимо планировать и проводить следующее:

  1. Сооружать постройки для утилизации отходов, чтобы предотвратить негативное воздействие на окружающую среду;
  2. Финансировать работы по постройке объектов для обращения мусора;
  3. Утилизационные мероприятия;
  4. Выявление стихийных свалок мусора;
  5. Обнаружение производственных объектов, которые загрязняют окружающую среду, принятие мер по уменьшению или прекращению загрязнения;
  6. Свободное информационное обеспечение граждан в рассматриваемой сфере.

Указанные в законе мероприятия должны планироваться и выполняться региональным правительством. Для этого создаются региональные программы, размещаемые на официальных сайтах местного правительства, со свободным доступом для всех заинтересованных лиц.

Паспортизация отходов

Предприятия, деятельность которых сопровождается образованием отходов 1-4 классов опасности, должны оформлять паспорта опасных отходов.

Нормативно-правовой акт 89-ФЗ об отходах с изменениями обязывает субъекты хозяйствования определять класс опасности образуемого ими мусора. Определен следующий порядок действий:

  1. Выбирается смесь веществ, которые образуются предприятием в качестве отходов;
  2. Изучается и анализируется их состав с позиции пагубного воздействия на окружающую среду и здоровье человека;
  3. На основе полученных данных оформляется паспорт отходов соответствующего класса опасности (актуален для первых четырех).

Тут же указано, что с отходами, которые представляют опасность для окружающей среды, обязан работать специально подготовленный сотрудник.

У него должно быть документальное подтверждение профессиональной пригодности, наличие соответствующего или дополнительного образования. Таких сотрудников обязаны принимать на работу ответственные лица на предприятии.

Именно они вместе с руководством несут дисциплинарную и административную ответственность за нарушения с подбором кадров или их отсутствием.

Подробнее о паспортизации опасных отходов.

Заключение

На этом рассмотренный Закон не заканчивается. Он регламентирует и другие важные вопросы, связанные с обращением мусора. Особенно актуально ознакомиться с его нормами субъектам хозяйствования, производство которых связано с образованием отходов 1-4 класса опасности.

Источник: https://vyvoz.org/blog/federalnyj-zakon-89-fz/

Что собой представляет 89-ФЗ, его краткий обзор и последние изменения от 2020 года

89 закон об отходах производства и потребления в новой редакции

По причине растущего потребления и увеличения объема производства, практически во всех отраслях промышленности – установление единых законов по работе с утильсырьем стало необходимостью.

В мае 1998 года был принят закон об отходах, в котором указаны основные правила при утилизации отходов и их направлении в переработку.

цель 89 ФЗ – предотвратить и уменьшить негативное воздействие мусора на окружающую среду.

В чем суть

Закон о мусоре на законодательном уровне регулирует основные принципы работы с отходами от процессов производства и потребления. Применение правовых основ оборота получаемых отходов снижает вредное воздействие мусора на природу и человека. Закон о переработке также устанавливает требования к процессам утилизации мусора и повторного вовлечения такого вторсырья в хозяйственный оборот.

ФЗ “Об отходах производства и потребления” способствует эффективному использованию образующихся отходов и сокращению объемов нового мусора.

Основные положения обращения с мусором

В первой статье закона об отходах производства и потребления даются определения основным понятиям, которыми оперирует закон. Там же определяются типы отходов. Формулируется, что именно в законе понимается под ТКО (твердые коммунальные отходы) – большой группой отходов бытового мусора.

Основные положения уточняют, что правовое регулирование вопросов обращения с отходами осуществляется 89-ФЗ, однако предусмотрены исключения – радиоактивные, медицинские, биологические и опасные для озонового слоя отходы. С соответствии со статьей 4.

1, все отходы классифицирую по степени опасности:

  • I – чрезвычайно опасные;
  • II – высокоопасные;
  • III – умеренноопасные;
  • IV – малоопасные;
  • V – практически неопасные.

Полномочия органов управления

К полномочиям Российской Федерации, относятся:

  • принятие нормативных актов об обращение с отходами;
  • ведение государственной политики;
  • ведение надзора;
  • определение ответственности служб и органов;
  • лицензирование деятельности по работе с отходами;
  • принятие мер по ликвидации и предотвращению ЧС;
  • ведение кадастра отходов;
  • обеспечение условий для уменьшения количества образуемых отходов и более полной их утилизации.

К полномочиям субъектов РФ закон относит:

  • разработку и реализацию региональных проектов и программ;
  • работу по предотвращению и ликвидации ЧС;
  • проведение госполитики;
  • принятие региональных актов;
  • установление нормативов, порядков и отчетности;
  • надзорные мероприятия.

Органы местного самоуправления уполномочены создавать и оборудовать места сбора ТКО, а также заниматься воспитанием культуры правильного обращения с отходами.

Требования к обращению с отходами

В законе о вывозе мусора указывается ряд требований. Любая деятельность по сбору, размещению, перевозке, утилизации отходов должна осуществляться на основании действующей лицензии. Места сбора отходов должны быть предусмотрены еще на этапе архитектурно-строительном проектирования постройки.

Специалист по мониторингу окружающей среды проводит измерения

При эксплуатации объектов, связанных с оборотом отходов, должны соблюдаться нормативы и оплачиваться негативное воздействие. На объектах должны выполняться требования обращения с мусором, реализовываться малоотходные технологии и проводиться мониторинг окружающей среды.

При обработке отходов, которым присвоен один из классов опасности, необходимо сначала провести процедуру их паспортизации. При подобной работе требуется соблюдение норм установленных исполнительной властью.

Нормирование, учет и отчетность

В зависимости от категории производимых отходов различаются и условия нормирования для них.

Так для I категории нормативы образования определяются на основании экологического разрешения, для II категории требуется указание объемов в декларации.

Для III категории необходимо предоставление отчетности об образовании, размещении, а также обезвреживании и использовании отходов. На объектах с отходами IV категории нормативов и отчетности не требуется.

Порядок разработки нормативов и учета, должен утверждаться исполнительной властью. По закону предприниматели обязаны предоставлять отчетность в указанном порядке и в соответствующие сроки.

Экономическое регулирование

Основные принципы экономического регулирования в вопросе обращения с мусором:

  1. Снижение объемов отходов и их повторное вовлечение в оборот;
  2. Наличие платы за размещение;
  3. Экономическое стимулирование утилизации.

Так, согласно статьи 23, ИП и юр. лица обязаны вносить плату за отрицательное воздействие на окружающую среду производимых и размещаемых отходов. Исключение составляет размещение мусора на специальных объектах, оборудованных для размещения отходов. В этом случае оплачивать негативное воздействие не требуется.

Кроме того, применяются меры экономического стимулирования – например снижение размера выплат за негативное воздействие или налоговые льготы, в случае использования биоразлагаемых материалов.

Экологический или утилизационный сбор, который должен быть оплачен производителями или импортерами, если их товары присутствуют в перечне из пункта 2 статьи 24.2.

 Контроль обращения с отходами

Обращение с отходами контролируется тремя основными способами – государственным надзором, контролем на производстве и общественным контролем.

  • Гос. надзор за утилизацией мусора реализуют органы исполнительной власти, предупреждая, выявляя и пресекая нарушения по обороту отходов. Они уполномочены проводить проверки и принимать законные меры по недопущению или устранению нарушений и их последствий, а также вести наблюдение за исполнением требований.
  • Контроль на производстве выполняют юр. лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами. Их деятельность является частью контроля, который ведется в соответствии с нормативными актами об охране окружающей среды.
  • Общественный контроль могут осуществлять гражданские лица и/или общественные объединения.

Ответственность за неисполнение ФЗ

В зависимости от объема нанесенного вреда и от того, было нарушение допущено должностными лицами или гражданами – виновный может быть привлечен к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности.

Обзор изменений закона 2019 года

С 1 января 2019 года обновилась редакция, внеся ряд новых изменений в закон 89 ФЗ. Мусорная реформа затронула как ИП, так и рядовых граждан.

Полномочия федеральных и местных структур

Со вступлением в силу нововведений закона к обязанностям органов местного самоуправления добавились:

  • создание новых площадок для ТКО;
  • содержание существующих площадок;
  • наработка схем местного размещения ТКО;
  • ведение реестра площадок;
  • развитие культуры обращения с мусором у населения.

Федеральные полномочия тоже изменятся. Например, к обязанностям этих структур теперь будут относиться:

  • для территориальных схем по обороту отходов: создание порядка по их разработке, утверждению, обсуждению;
  • для площадок накопления ТКО: разработка правил по их оборудованию и обустройству, и правил ведения реестра этих объектов.

Региональные операторы

Карта региональных операторов Московской области

Изменения закона, в основном относятся к зонам вывоза мусора. С 2019 года в статье 24.6 появилось несколько новых пунктов:

  • для определения зоны деятельности регионального оператора требуется подписанное официальное соглашение с органом исполнительной власти. Кроме того, теперь допускается одновременная работа нескольких региональных операторов в регионе;
  • указанная в соглашении зона деятельности должна быть определена согласно региональной схеме обращения отходов;
  • зоны, указанные в соглашении должны полностью охватывать территорию региона, но не должны пересекаться между операторами;
  • региональные операторы в обязательном порядке должны соблюдать схему потоков ТКО.

Уточнение понятий “сбор” и “накопление” отходов

До нововведений процесс “сбора” осуществлялся отдельно, и включал в себя прием отходов для дальнейшей переработки.

С 2019 года сбор остается возможным лишь для лиц, которые занимаются утилизацией и обработкой мусора. Таким образом, процесс сбора прикрепляется к предприятиям переработки.

Это означает, что компании, имеющие лицензии только на сбор, должны переоформить лицензии, исключив из них этот вид деятельности.

С 1 января временное складирование может осуществляться на любых площадках.  На период до 11 месяцев и вне зависимости от того, оборудованы они в соответствии с требованиями законов об охране окружающей среды, или нет.

Раздельное накопление

Изменения в 6 статье предписывают не только раздельный сбор, но и также раздельное дальнейшее накопление отходов. Согласно нововведению, позаботиться об этом должны региональные структуры.

Требования к площадкам для накопления ТКО

Изменения требованиям к площадкам были внесены в статью 13.4 еще в 2017 году, однако часть пунктов вступили в силу с 1 января 2019.

Пункт 4 обязует органы местного самоуправления руководствоваться правилами и рекомендациями Правительства РФ  о размещении площадок для накопления ТКО. В пункте 5 дается содержание собственно реестра площадок.

Тарифы, связанные с ТКО

Нововведения обязывают ИП оплачивать экологический сбор, если нормативы по утилизации товаров и/или упаковки не были ими соблюдены.

Помимо этого в закон внесены уточнения, касающиеся установления тарифов и расчета льгот в сфере оборота ТКО.

Внесены изменения и в жилищном кодексе. С 1 января оплата за утилизацию ТКО для многоквартирных домов будет включена в коммунальные платежи.

Необходимость разработки ПНООЛР

С вступлением в силу изменений необходимость разработки ПНООЛР напрямую зависит от категории объекта, а не от объемов производимых отходов, как было ранее. Закон определяет 4 категории опасности.

  • Для 1 и 2 категории нормативы и лимиты разрабатываются в обязательном порядке всеми предприятиями, вне зависимости от размера бизнеса. При работе со 2 категорией предприятие должно предоставлять декларацию.
  • Для 3 категории необходима подача отчетности в уведомительном порядке в уполномоченные органы.
  • Предприятия, работающие с 4 категорией освобождаются от необходимости от разработки нормативов и подачи отчетности.

Источник: https://cleanbin.ru/law/89-fz

Закон об отходах производства и потребления (ФЗ 89): понятия, правила обработки и вывоза мусора, изменения

89 закон об отходах производства и потребления в новой редакции

Деятельность по вывозу и переработке мусора, а также порядок ее осуществления указан в федеральном законе № 89. Разберемся подробнее с основными положениями этого нормативного правового акта. Ниже мы приведем и его краткое содержание с определением важнейших понятий и познакомим вас с самыми популярными его статьями.

Закон 89 «Об отходах производства и потребления»: основные положения, структура

Федеральный закон об отходах производства и потребления с изменениями в последней действующей редакции закрепляет порядок реализации отходов, основные нормативные правовые акты, регулирующие данный вопрос, классы опасности отходов и иные наиважнейшие положения. Закон имеет следующую структуру:

  1. Преамбула.
  2. Главы.
  3. Статьи.

Этим нормативным правовым актом закреплено важнейшее положение о том, что отходы не являются бесхозяйственными. На них распространяется право собственности в соответствие с нормами гражданского кодекса российской федерации. Именно поэтому собственник отходов несет бремя содержания и должен заботиться о том, чтобы отходы не нарушали прав, свобод и законных интересов других лиц.

Что такое отходы производства и потребления: определение

Для того чтобы установить определение данных понятий, необходимо обратиться к нормам вышеуказанного нормативного правового акта.

Отдельными положениями там предусмотрено, что  отходы производства и потребления – это различного рода вещества, которые могут образоваться в результате обработки или переработки, оказания различного рода услуг и др.

Важно помнить, что отходами можно считать только те вещества, которые в дальнейшем не планируются для использования в производстве и подлежат полному удалению.

Это понятие является общепризнанным и действует на всей территории Российской Федерации.

Обработка отходов: определение

Отходы с различными классами опасности необходимо утилизировать и вывозить по разным правилам. Весь этот процесс входит в определение обработки отходов. Обработка включает в себя последовательное выполнение следующих действий:

  • сортировка;
  • разборка;
  • очистка.

Под сортировкой понимается распределение разных видов веществ по категориям и подвидам. Разборка предполагает разделение сложных вещей на составные части, а очистка – удаление опасных элементов и ядовитых материалов.

Обезвреживание отходов: определение

Очень важным элементом в сфере уничтожения отходов производства является их обезвреживание. В соответствие с федеральным законодательством под ним подразумевается такое изменение отходов производства, благодаря которому они теряют свои химически опасные свойства, уменьшаются в размерах и иным образом перестают представлять опасность для населения.

На территории российской федерации предусмотрена и специальная инфраструктура, предназначенная для обезвреживания. Это сооружения, возведённые по правилам, предусмотренным санитарно-эпидемиологическим законодательством РФ.

Размещение отходов: определение

Под размещением понимается сбор и последующее хранения мусора, либо его полное захоронение.

Размещаются отходы, как правило, на полигонах, в амбарах и др. Важнейшим условием, которому должно соответствовать данное место  — возможность изолирования опасных отходов от внешнего мира, чтобы они не наносили вреда ни населению, ни окружающей среде.

Накопление отходов 11 месяцев по закону

Федеральным законодательством в сфере охраны окружающей среды предусмотрено, что складирование на своей территории отходов в срок, не превышающий одиннадцать месяцев, именуется накоплением. После 11 месяцев должна происходить их последующая переработка.
Этим правилом пользуются практически все крупные предприятия.

Однако прямого указания в законе на то, что после 11 месяцев хранения отходы нужно уничтожать, нет.

Порядок и правила вывоза мусора

Накопление мусорных контейнеров на местности и несвоевременная уборка мусора может повлечь за собой возникновение массы негативных последствий, сюда относится и наличие различного рода вредителей (тараканов, мышей, крыс), распространение инфекций и др.

Для того чтобы разобраться в порядке вывоза мусора, необходимо обратиться к Постановлению Правительства №155. Там указано, что все бытовые отходы можно подразделить на две категории: твердые и жидкие.

Коммунальные отходы должны вывозиться путем заключения договора с подрядчиком. В этом договоре и содержатся положения о том, в какой срок должен производиться вывоз, каким именно образом должны обслуживаться контейнеры и др.

Время вывоза мусора по закону

Мусор может вывозиться в любое время суток. Как правило, это происходит в дневное время. Нужно отметить, что время указывается в договоре с управляющей организацией.

В той ситуации, если вывоз мусора в то или иное время нарушает права и законные интересы жильцов близлежащих домов, то они могут обратиться с жалобой к подрядчику и потребовать изменение времени вывоза на более благоприятное.

Правила утилизации строительного мусора

Строительный мусор относится к отходам с повышенным классом опасности. К общим бытовым отходам его отнести нельзя. Складирование его вместе с бытовыми отходами невозможно. Поэтому при строительстве граждане обязаны вызывать специальную бригаду по вывозу строительного мусора, который и доставит его в места соответствующего хранения и последующей утилизации.

Как правило, в регионах принимаются регламенты, регулирующие порядок утилизации строительного мусора и правила его вывоза.

Что относится к твердым коммунальным отходам по закону

Под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы жизнедеятельности жилых домов, а точнее — их жителей.

ТКО является подвидом твердых бытовых отходов, под которыми понимаются такого рода отходы, которые получаются не только вследствие жизнедеятельности жилых домов, но и заводов, предприятий и др.

 Правила вывоза твердых бытовых отходов

За вывоз такого рода отходов отвечает региональный оператор. Правовое регулирование вывоза осуществляется вышеуказанным Постановлением Правительства РФ.

Вывоз отходов осуществляется в определенное время, предусмотренным региональным законодательством. Оператор должен вывезти мусор в ближайший к месту расположения контейнера полигон. В том случае, если вывоз в ранее время суток нарушает покой жильцов близлежащих к контейнеру домов, они могут также обратиться к оператору для изменения времени вывоза.

Какими федеральными законами регулируется деятельность по обращению с опасными отходами

Сюда входят следующие нормативные правовые акты:

  1. ФЗ «Об отходах производства и потребления».
  2. ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  3. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
  4. Приказ Минприроды России от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности» и другие.

Каждый из этих законодательных актов регулирует отдельные вопросы отнесения отходов к опасным, порядок их переработки и вывоза и иные существенные положения.

Правила утилизации опасных отходов

Опасные отходы могут быть утилизированы двумя видами: с помощью термической и плазменной переработки. На опасные отходы оформляются соответствующие паспорта. Уничтожение отходов без предварительного уведомления Роспотребнадзора невозможно. Переработка такого рода отходов осуществляется только специально уполномоченными организациями, имеющими на такую переработку лицензию.

Утилизация отходов 4 класса опасности

Переработка отходов такого класса предполагает совершение следующих действий:

  1. Выявление сроков природного разложения (в данном случае должно быть не более трех лет).
  2. Выявление возможности направления отхода на вторичное производство.
  3. Разработка мер по утилизации с наименьшими затратами и наименьшим негативным воздействием на окружающую среду.

Только после соблюдения всех этих условий и происходит утилизация.

Закон о продаже мусора

Государственная дума хочет принять закон по продаже домашнего мусора переработчикам (в июне 2019 года). Для этого предполагается первичная разборка мусора на стеклянные отходы, бумажные и др. После этого происходит его продажа специализированным предприятиям для переработки.
Причем, такие предприятия могут и не иметь лицензии на переработку, что в корне упростит процесс.

В следствие этого значительно уменьшится сумма в коммунальных платежках, так как туда не будет вноситься плата за вывоз мусора.

О вывозе мусора в сельской местности

Вывоз мусора в сельской местности осуществляется также на основании договора. Причем, в этом случае договор заключается непосредственно с администрацией сельского поселения, у которой уже в свою очередь заключены договоры на вывоз со сторонними организациями.

Договором предусматривается срок и порядок вывоз отходов производства и потребления (и прочего мусора), а также определяется плата, взимаемая за данное действие.

О мусорных контейнерах

Мусорные контейнеры должны быть расположены не ближе 100 метров от жилых домов. На одной площадке допускается одновременное размещение не более чем пяти контейнеров. Они могут быть как открытого, так и закрытого типа. В последнее время распространены именно закрытые контейнеры, код для открытия которых выдается жильцам дома, к которым и прикреплены мусорные контейнеры.

Статья 4 ФЗ 89

Данной статьей закрепляется важнейшее положение, которым регулируется правило переработки отходов. Отмечается, что отходы являются собственностью лиц, их фактически создавших.

Статья 11

Тут установлены правила, с помощью которых защищается экология в рамках переработки отходов от материалов, сырья, полуфабрикатов. Здесь в основу ложатся требования, предъявляемые к зданиям и сооружениям, занимающимся переработкой.

Так, они должны отвечать требованиям федерального законодательства и постановлениям правительства, принимаемым в данной сфере.

Статья 12

В данной статье описываются требования, которые предъявляются к специальным местам складирования отходов. Сюда относятся различного рода полигоны, амбары и другие объекты. Они должны располагаться вдали от населенных пунктов. Складирование отходов должны происходить в порядке и по правилам, предусмотренным федеральным законодательством.

Статья 14

Здесь рассматривается порядок обращения с различными категориями отходов. В частности, речь ведется об материалах, относящихся к первой и последующей категориям опасности.

https://www.youtube.com/watch?v=Z8bY_aw8HKI

Как правило, отдельная переработка каждого класса регулируется отдельным постановлением правительства РФ.

Статья 15

Эта часть посвящена непосредственно лицам, имеющим доступ к переработке и транспортировке отходов различных классов опасности. Речь в данном случае идет о физических и юридических лицах. Установлены правила привлечения к ответственности конкретных должностных лиц в сфере нарушений по переработке отходов.

Статья 18

Эта статья носит абстрактный характер и закрепляет порядок правового регулирования  в сфере обращения отходов.
Так, например, указывается закон об охране окружающей среды и иные правовые акты, являющиеся важнейшими в данной сфере.

Статья 24

Данная статья является очень важной. Она предусматривает порядок экономического стимулирования деятельности организаций, которые занимаются переработкой и утилизацией.

В качестве наиболее распространенных мер применяются налоговые льготы, предоставление бюджетных средств на развитие отрасли и др.

Статья 26

В этой статье закреплен порядок осуществления контроля в утилизационной сфере. Речь идет о производственном контроле, осуществляемом в рамках конкретной лицензированной организации.

Изменения в федеральном законе 89

Последние изменения в документе коснулись полномочий ОМС в сфере реализации отходов. Так, теперь им переданы полномочия по организации экологического воспитания населения.

Так же было изменено понятие сбора отходов, в частности, было убрано слово «поступление» отходов.

Скачать закон 89 ФЗ об отходах производства и потребления: последняя редакция

Скачать новый федеральный закон 2018 года можно здесь. ⇐

Последние изменения можно отследит на ресурсе Консультант Плюс.

Таким образом, законом определено, что относится к отходам, каким статусом они обладают и др. Информационный контроль в данной сфере осуществляется органами местного самоуправления и региональными властями.

Источник: https://rusfz.ru/zakon-ob-othodah-proizvodstva-i-potrebleniya-fz-89-ponyatiya-pravila-obrabotki-i-vyvoza-musora-izmeneniya

О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: